Найти тему
СССР-75737

Ремоторизация Як-40, мифы и реальность.

Надо заметить, что я не только пишу в Дзене , но и читаю других авторов. И тут мне на днях попалась статья о ремоторизации 420(!) самолетов Як-40. Тема мне показалась любопытной , поэтому давайте разберемся что там на самом деле происходит.

В 2013 году Минпромторг заказал СибНИА (научно-исследовательский институт авиации в Новосибирске) исследования "в области создания перспективных воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок". Суммарный бюджет по нескольким программам составлял примерно 1,3 млрд рублей.

В рамках этих работ институт проводил эксперименты с ремоторизацией Як-40 и Ан-2.

Для работ в качестве лаборатории использовался институтский Як-40, носивший в тот момент бортовой номер RA-87216.

Этот Як-40 был построен на Саратовском авиационном заводе в 1975 году с салоном на 14 мест (то что называлось тогда комплектацией "салон") В этом же году его передали в чехословацкую авиакомпанию CSA.

После 11 лет эксплуатации борт вернули в СССР и передали министерству авиационной промышленности. В начале 90-х самолет был продан в авиакомпанию Добролёт, которая занималась эксплуатацией нескольких Ил-76. И после этого самолет почти каждые два года менял собственников. Он летал в авиакомпаниях Аэрвита, Авиаэнерго, Бравиа, Трансавиа (не путать с Трансаэро),Русджет, Джет 2000 и т.д.

Поскольку самолет , повторюсь, был в комплектации "салон", налёт у него был значительно меньше чем у обычных рейсовых машин, что позволило ему сохраниться до начала 2010-х.

В итоге в 2012 году самолет приобретает Новосибирский институт СибНИА.

Для экспериментов были взяты в аренду два двигателя Garrett TFE731 -3.

Не буду ту подробно раскрывать историю слияний и поглощений авиационных концернов, но в итоге производство этого двигателя принадлежит американской компании "Honeywell Aerospace"

Эти двигатели были разработаны в начале 70-х годов и ставились на многие типы бизнес-джетов. Произведены в количестве более 11000 штук и естественно хорошо себя зарекомендовали с точки зрения надежности и топливной эффективности.

Модификация TFE731-3 ставилась на Lockheed JetStar ,Learjet 55 и другие.

Вначале в СибНИА на RA-87216 поставили один американский двигатель, потом поставили уже два , а вместо центрального разместили ВСУ той же компании. Вместо воздухозаборника поставили обтекатель.

Як-40 с двумя американскими двигателями показал неплохие результаты по экономичности. Значительно увеличилась дальность полета.

В дальнейшем TFE731 -3 заменили на более мощные TFE731-5.

Честно говоря я не знаю откуда возникла цифра 420 самолетов Як-40, готовых к ремоторизации, полагаю что кто-то посчитал количество бортов со статусом "на хранении" с сайта любителей авиации russianplanes.net.

Но информация на сайте к сожалению не точна т.к. она собирается любителями, "на хранении" там числятся самолеты в совершенно разном состоянии. Вот например тренажер для пожарных RA-87284

-2

а вот RA-87905

-3

а это 87400, тренажер в Туношне, тоже "на хранении"

-4

Насколько всё это реально заново поднять в небо с американскими двигателями? Вопрос риторический. И таких Як-40 в том списке большинство.

Полагаю, что реально "живых" Як-40 не более 50 штук, особенно с учетом того, что пригодны только самолеты поздних выпусков.

Видимо это понимали и в СибНИА, поэтому появилось предложение создать абсолютно новый самолет из модного нынче углепластика.

В 2017 году государство профинансировало НИОКР с длинным названием "Системная интеграция инновационных технологий, обеспечивающих создание конструктивно-технологической платформы перспективных самолетов "малой авиации" следующего поколения для местных воздушных линий и региональных перевозок" на сумму 675 млн рублей.

Было создано углепластиковое крыло, которое повесили на тот же RA-87216. 4 декабря 2018 года "демонстратор технологий СТР-40ДТ" с композитным крылом выполнил первый полёт.

Но дальнейшая программа испытаний с декабря 2018 практически остановлена. Директор СибНИА В. Барсук объявил о завершении работ и передаче материалов Минпромторгу.

Минпромторг же продвигает создание модернизированного L-610 на УЗГА, а СибНИА проводит эксперименты со "сверхпроводниковым двигателем".

Последние 24 лётных Як-40 дорабатывают свой ресурс.