Phocea, известная четырехмачтовая яхта, построенная для одиночных океанских гонок, которая в феврале 2021 года затонула у берегов Малайзии после пожара. (Об этом сообщила Agence France-Presse со ссылкой на местные власти).
Проведём расследование владения данной роскошной яхтой!
Создание.
75-метровая (246 — футовая) четырехмачтовая яхта была построена в Тулоне в 1976 году для французского мореплавателя Алена Коласа с целью участия в одиночных океанских гонках.
В 1972 году Ален Колас поручил судовому конструктору Мишелю Бигуэну, который спроектировал несколько «Pen Duick» для Эрика Табарли, создать эту яхту для гонки Observer Single-handed Trans-Atlantic Race (OSTAR) в 1976 году.
Ален Колас финишировал на этой яхте в OSTAR 1976 вторым после Табарли, но в итоге был квалифицирован пятым с результатом 26 дней 13 часов 36 минут.
Ультрасовременная парусная яхта под первым названием Club Méditerranée не получила другой возможности испытать славу в гонках и оказалась пришвартованной на Таити после того, как Ален Колас 16 ноября 1978 года, проходя мимо Азорских островов, исчез навсегда в море на борту другой яхты Manureva.
Второй владелец яхты
Вторым владельцем яхты Phocea (под оригинальным названием Club Méditerranée) стал Бернар Тапи, который специализировался на санации обанкротившихся предприятий. В 90-х Бернар Тапи владел компанией Adidas, а также владел футбольным клубом «Олимпик Марсель». В 80-х и 90-х годах яхта принадлежала этому французскому магнату.
«Я обнаружил Phocéa в Полинезии в 1982 году, она вся заржавела и служила причальным понтоном», — рассказал Бернар Тапи после случившегося с яхтой в феврале 2021.
«Я безумно влюбился в эту яхту, которую купил у вдовы Алена Коласа, и переименовал ее в Phocéa».
У бизнесмена было безумное желание сделать яхту супер быстрой, эффективной и удобной, и побить рекорд пересечения Атлантики.
Яхту ремонтировал и модернизировал все тот же Мишель Бигуэн - мачты были подняты, паруса увеличены. В 1988, выйдя из порта города Нью-Йорк, Phocea попала в сильный шторм, но в итоге смогла побить рекорд и пересечь Атлантику за восемь дней, развивая скорость до 30 узлов. Phocea пересекла Северную Атлантику на четыре дня быстрее предыдущего рекорда.
«Все мои лучшие воспоминания — спортивные, человеческие и экономические — родились на этой лодке», — говорит бывший президент «Олимпик Марсель» и бизнесмен Бернард Тапи. «Многие люди были счастливы прокатиться на борту Phocéa».
Финансовые и юридические проблемы Бернара Тапи привели к продаже судна. В середине 1990-х бизнесмена заподозрили в злоупотреблении активами и уклонении от уплаты налогов. После финансовых проверок в 1995 году предпринимателя признали банкротом. Его также приговорили к восьми месяцам тюрьмы.
В 1997 году Бернар Тапи продал Phocea француженке ливанского происхождения Муне Аюб за 36,5 миллиона франков (сейчас это порядка 7,5 миллиона евро).
Бриллиантовый интерьер яхты Phocea. Третий владелец.
Муна Аюб сделала из Phocea роскошную комфортабельную яхту: уменьшила высоту мачт, увеличила жилую площадь. Яхта получила серьезные улучшения интерьера и экстерьера от британского судового конструктора Бутча Далримпл-Смита. Интерьеры были украшены деревянными панелями и мебелью, разработанными Дэвидом Линли, люксовые и VIP каюты составляли начинку этого судна.
Яхта выиграла награду ShowBoats 1999 года за лучший ремонт.
Бывший муж Аюб Насир Аль-Рашид частично заплатил за ремонт Phocea стоимостью 17 миллионов долларов с продажи рекордно большого бриллианта весом в 112 карат (22,4 г).
В 2010 году Муна Аюб продаёт эту яхту.
Четвертый владелец Phocea. Начало конца.
Четвёртыми хозяевами яхты становится тандем с участием миллиардера Ксавье Ниля (акционер группы Nice-Matin) и братьев Стива и Жан-Эмиля Розенблюмов, основателей сайта Pixmania.
Они регистрируют яхту на Мальте с целью сдачи в аренду богатым яхтсменам и поручают управление Паскалю Сакену, человеку, который позиционирует себя как «международный бизнесмен и инвестор Vanuatu» и почетный консул этого тихоокеанского архипелага. «Полиция Папуа-Новой Гвинеи подозревает его в торговле оружием и наркотиками», — сообщает французское издание Nice-Matin в своей статье от 21.02.2021, ссылаясь на местное СМИ. Напомню, акционер Nice-Matin был совладельцем яхты Phocea.
Паскаль Сакен в судьбе Phocea. Enigma.
Поврежденная штормом в 2013 году, Phocéa была доставлена на верфь на Пхукете (Таиланд), принадлежащую Паскалю Сакену, который, не колеблясь, заявил, что является владельцем лодки, которую он переименовал в Enigma. Об этом также сообщает Nice-Matin.
Конец Phocea
Enigma шла из Малайзии, где загорелась и затонула. Береговая охрана сообщила прессе, что судно затонуло у берегов острова Лангкави в пятницу 19.02.2021 около 5 или 6 утра по местному времени.
Днём ранее на яхте произошёл пожар, который, вероятно, и послужил причиной затопления яхты. Пожар на яхте смогли потушить, но повреждения корпуса могли привести к затоплению яхты. Семь членов экипажа были спасены с судна. Начато расследование обстоятельств пожара и затопления яхты.