Победу в Великой Отечественной Войне нельзя измерить деньгами. За ней стоят миллионы жизней, поломанные судьбы, осиротевшие дети, разрушенные города. Но финансовую составляющую невозможно сбрасывать с весов. Ведь фронт требовал не только человеческих ресурсов, но и вооружения. Только производство одного штурмовика Ил-2 на начало войны обходилось в 700 тыс. руб., а всего их изготовили 35 941 единицу.
Самый массовый самолет
На момент вторжения немецких войск на территорию СССР на вооружении стояло меньше сотни Ил-2. Ими планировали к концу 1941 г. заменить в штурмовых приграничных полках устаревшие И-153 и И-15 БИС.
В июне 1941 г. в войсках, принявших первый удар противника, находилось только 20 единиц новых бронированных самолетов. Но и они не были включены в расчет, так как отсутствовали подготовленные пилоты.
Аналогичная картина складывалась и в 4 бомбардировочном авиационном полку в Харьковском округе. Здесь на вооружение поставили 63 шт. Ил-2, но подготовить летчиков и техников не успели. Поэтому осваивали штурмовики уже во время боевых действий. Только с осени 1942 г. Илы стали главной ударной силой авиации. Они не только обеспечивали поддержку сухопутных войск с воздуха, но и использовались для операций в ближнем тылу противника.
«Ил-2 стал самым массовым самолётом Великой Отечественной войны. Не зря по роли и значению его ставят рядом с танком Т-34 и пушкой В.Г.Грабина». Публицист Феликс Чуев
Выпуск штурмовиков был запущен на 4 заводах, где за военные годы изготовили 35 941 самолет (данные «Википедии»).
Однако во время войны отрабатывались не только навыки летчиков, но и сама технология. Из-за массового брака в апреле-мае 1943 г. целые полки оставались без необходимого вооружения. Встречались не только дефекты обшивки, но и брак гидравлической, воздушной систем, течь горючего, воды, люфты, плохая склейка шпона. Поэтому технику модернизировали уже в процессе производства, а процент брака снижался за счет повышения квалификации техников и рабочих на заводах.
Регулируемые цены
До войны Ил-2 стоил 700 тыс. руб. Завышенное значение было связано со стремлением наркомата авиационной промышленности увеличить валовые показатели. Но в условиях военной экономики пропускать необоснованное ценообразование было недопустимо. К сожалению, даже тогда существовал конфликт интересов ведомств, для решения которого пришлось вмешиваться Правительству. Наркоматы заставляли пересматривать цены отдельными постановлениями. Это привело к снижению прибыли предприятий, но обеспечило стабильную поставку военной техники на фронт.
Непосредственно цена Ил-2 с 700 тыс. руб. в 1940 г. опустилась до:
- 360 тыс. руб. в среднем в 1941 г.;
- 300 тыс. руб. с марта 1942 г.;
- 175 тыс. руб. в 1943 г.
Но себестоимость в 1943 г. составляла 180 тыс. руб., то есть предприятия вышли в убыток до -0,98%.
Поэтому на 1945 г. установили окончательную стоимость для Ил-2, которая составляла 250 тыс. руб.
Для сравнения! Цены на продукты выросли во время войны в 12 раз. Мясо стоило 400–500 руб., хлеб – около 300 руб., сахар – 1 050 руб., масло – 1 000 руб. При этом средние зарплаты составляли 442 руб. (стоимость товаров в ценах коммерческой торговли).
Важно: за годы войны государственные розничные цены в нормированной торговле не изменялись, за исключением цен на водку, водочные изделия, виноградные вина, пиво и соль.
Бомбардировщик противника Юнкерс Ju-87 стоил 131 175 немецких марок. При официальном курсе 2,12 руб. за 1 марку самолет Германии обходился в 278 091 руб.
Современные аналоги
Сравнивать авиационную технику 21 века с военными самолетами некорректно. Но все же рассмотрим, сколько стоит близкий аналог Су-25. Штурмовик сняли с производства, на внешнем рынке его продают за 3 млн $. По курсу на май 2021 г. это 224 млн руб.
Если перевести цену Ил-2 в современные деньги с привязкой к золотому содержанию рубля, военный штурмовик будет стоить 3,35 млн руб., то есть в 64 раза меньше, чем его российский аналог Су-25.
Автор: Лариса Матушевская.