Продолжаем цикл об электротранспорте Уфы.
В прошлый раз речь шла о трамваях 71-605. Сегодня поговорим о последней модели высокопольных вагонов - 71-619.
По сути, 71-619 - это продолжение серии 71-608, но со своими особенностями.
Впервые к проекту данного вагона приступили в 1993 году - после окончания работ на 71-608К. Тогда был подписан контракт на проектирование и строительство. Его подписали УКВЗ, завод "Динамо", Siemens, Duewag.
К моменту началу работ УКВЗ закончил работу над модернизацией вагона 71-608К. Новая версия вагона получила наименование - 71-608КМ.
Именно новую модификацию взяли за основу для совместного вагона. УКВЗ предоставил кузов, "Динамо" - тяговые электродвигатели, Siemes - электрооборудование с ТИСУ, Duewag - тележки.
Получившийся вагон получил наименование 71-616. Два вагона данной модели были отправлены в Москву.
К сожалению, из-за цены и общей экономической ситуации завод не смог найти потенциальных заказчиков - города небольшими партиями брали более дешёвый 71-608КМ. Да и хозяйства были заточены под более простые РКСУ.
В Москве вагоны ждала не лучшая судьба - из-за замечаний с кузовом и проблем с оборудованием вагоны были отстранены от эксплуатации. Один вагон был переделан в учебное пособие и долгое время находился в Учебно-курсовом комбинате. После обновления парка московского трамвая вагона 71-931М "Витязь" в нём отпала надобность. Поэтому его перевезли на территорию Трамвайно-ремонтного завода, где он стоит до сих пор.
Второй вагон на рубеже 00-х и 10-х годов был потихоньку разобран и переделан в учебный вагон. Фактически, из него собрали 71-619К.
Новая попытка возродить проект была в 1999 году - тогда были построены два вагона - один ушёл в Москву, другой - в Челябинск. В отличие от 71-616 новый вагон 71-619 получил российское оборудование. Кроме того, здесь были установлены планетарные двери. Кроме того, во всех проёмах были двухстворчатые двери.
Но многочисленные поломки не позволили нормально эксплуатировать вагоны. Если челябинец уже долгое время стоит без движения. Московский вагон пережил модернизацию и замену электрооборудования. Он был отстранён в связи с предстоящим ремонтом, но из-за обновления он его так и не дождался.
Одновременно с выпуском версии вагона с ТИСУ, УКВЗ выпускает вагон с более привычным реостатно-контакторным оборудованием. Он получил наименование 71-619К.
Первый вагон данной модели имел двухстворчатые двери во всех дверных проёмах, но в серийное производство ушли одностворчатые двери в первом и четвёртом дверном проёме.
Главной проблемой вагон данной модели (71-619К) стали проблемы с кузовом - спустя несколько лет эксплуатации он начинал "гулять" - начинали трескаться балки, стёкла.
Но это заметили на заводе из-за замечаний заказчиков, поэтому стали укреплять кузов. Серийно 71-619К прекратили производить лишь в 2010 году.
В 2000-м году завод изготавливает вагон модели 71-619КТ. Этот вагон оснащён контакторно-транзисторной системой управления. Поставлял оборудование завод "Канопус".
С 2007 года начал производство вагонов с асинхронной системой управления - 71-619А. Её производство было окончено в 2012 году партией вагонов в Ульяновске. Впрочем, именно этой партией и закончилось производство вагонов модели 71-619.
Были и другие модификации, но мелкими партиями - например, стажёрские или вагоны для Ростова-на-Дону.
Кабина не сильно отличается. Впрочем, она не сильно ушла от 71-608 по площади. А вот по функциональности идут отличия - с каждой модификацией увеличивается количество приборов, появляется бортовой компьютер, часть приборов меняет расположение.
Салон - эта часть, которая по сути, не особо менялась - схема 2+1, накопитель между 2 и 3 дверями и на задней площадке (в первых вагонах на задней площадке было установлено 2 сидения). По левому борту сидения идут вдоль всей стены.
Форточки откидные, но позже стали устанавливать сдвижные, установлены почти во все окна в салоне. Исключения - первое и последнее по левому борту, задние окна, окно между второй и третью дверями.
Истрия модели в Башкортостане.
На всю Башкирию ныне всего 4 вагона, но они представляют основные модификации - 71-619К и 71-619А в Уфе и 2 вагона 71-619КТ в Салавате.
Первым пришёл 71-619К с символичным заводским номером 1. Вагон поступил в Трамвайное депо № 2 на улице Севастопольская г. Уфы.
Долгое время этот вагон был единственным в Башкирии - для Уфы и Салавата не очень охотно закупали вагоны. И то Салават получал более дешёвые 71-608КМ.
Трудно сказать, когда это произошло, но к 2010 году уже были выявлены проблемы с кузовом. Для стяжки кузова напротив третьей двери устанавливают вместо стекла кусок железа.
Но это была лишь временная мера - к рубежу 2012-2013 гг. стало понятно, что кузов продолжает гулять.
Поэтому заменяют на кусок железа и окно в накопителе. В итоге, в 2014 году вагон загоняют в цеха ВРМ по пробегу для проведения ремонта. И тут окончательно становится понятно, что вагон долго не проживёт.
Он стоял на канаве до 2018 года. Но в 2018 году, когда его пытались вытащить, вагон едва не рухнул - рама на месте излома окончательно сгнила и заменой железа и сваркой здесь не получится обойти. В итоге, вагон оставили на канаве, где он используется под склад. Был вопрос о проведении КВР данного вагона за счёт кузова, что ныне стоит в Усть-Катаве. Но руководство не пришло к общему мнению.
Салават с переменным успехом эксплуатирует два вагона модели 71-619КТ. К слову, это самые новые салаватские вагоны - один вагон получен в 2008-м году, второй - в 2009 году.
Вагоны работают с периодичностью. Бывает, что выходят оба, бывает, что только один. Нередки случаи того, что они не выходят вовсе.
71-619А имеет бортовой № 1002. Он поступил в депо им. Зорина в декабре 2008 года. В отличие от того же 71-619К, данный вагон не покидал ни пределы своего, ни пределы южной сети - он поступил уже после разрыва сетей.
Некоторое время вагон работал только на маршруте № 5 (как и 1006 - 71-619К). Но позже для него открывается линия на Вокзал. И уж самой последней - линия в Зелёную Рощу.
Этот вагон стал проблеском света, ведь последний новый вагон депо им. Зорина получило в 1995 году.
"двойка" оказалась более надёжной, нежели "шестёрка". Конечно, она тоже вставала и встаёт с неисправностями, но работает также, как и те же 71-608е.
На данный момент вагоны данной модели сняты с производства. Свои 71-619е раздаёт Москва, точнее, завершает их раздачу, но башкирских городов там нет. Поэтому башкирская история 71-619х так и закончится на четырёх вагонах.
Благодарю за внимание!
Материал создан при поддержке каналов "Уфимский транспорт" , Матвея Скворцова и группы "Уфимский электротранспорт".
#трамваи #71-619 #уквз #усть-катав #уфа #салават #общественный транспорт #российский автопром #промышленность россии #smatvey