В этой статье я расскажу сразу о двух моделях автомобилей марки ЗИМ-12 (ГАЗ-12). Обе выпущены фирмой DeAgostini в масштабе 1/43. Первая - это представительская модель, окрашенная в строгий черный цвет, выпущенная в России 17 марта 2009 годы в журнальной серии "Автолегенды СССР" под номером 3. Вторая - ее модификация в "образе" скорой помощи, выпущенная в России 20 августа 2011 года в журнальной серии "Автоиобиль на службе" под номером 1 все от той же фирмы DeAgostini.
Обе журнальных серии (а особенно первая, вышедшая раньше) были некой "отдушиной" для коллекционеров масштабных моделей. С самого первого выпуска появилась возможность собрать модели, которые раньше не выпускались в России (или выпускались, но в очень малом количестве и с очень большой ценой). Так было и с данной моделью, тем более что она шла в выпуске №3 (про самый первый номер я напишу отдельную статью). Увидев ее в киоске, я сразу же купил ее. На тот момент в моей коллекции из правительственных автомобилей были ЗИЛ-115 и ЗИЛ-117 производства завода Тантал (в последствии РАДОН, Агат).
Теперь немного о прототипе данной модели. ЗИМ-12 производился на заводе имени Молотова (отсюда и аббревиатура ЗИМ, а в дальнейшем Горьковский автозавод) в период с 1949 по 1959 год. Данная модель являлась первым автомобилем представительского класса, выпускавшемся на этом заводе. Так же данная модель являлась предшественником автомобиля ГАЗ-13 - знаменитой Чайки (статью про нее читайте на моем канале). По факту он эксплуатировался как служебный автомобиль, то есть был в подчинении не у первых лиц правительственной элиты, а у их замов. Всего за 11 лет было выпущено более 21 тысячи экземпляров данной машины, учитывая все модификации.
Из конструктивных особенностей можно отметить то, что данный автомобиль стал первым в мире, у которого был несущий кузов с 3-мя рядами сидений. До этого автомобили такой длинны имели только рамную конструкцию. Так же из особенностей следует отметить большую степень унификации (соответствия и взаимозаменяемости) с уже выпускавшимися автомобилями - знаменитой ГАЗ-20 "Победа", ГАЗ-51 и проектировавшимся ГАЗ-69 (не менее знаменитый "козлик"). Статьи про все эти машины скоро появятся на моем канале.
Еще одна "особенность" автомобиля ЗИМ-12 - он свободно продавался населению, но при этом цена его была по тем меркам очень большая.
На базе данной машины в период с 1951 по 1959 годы выпускалась версия санитарного автомобиля в кузове с интересным названием «эмбюлэнс» (по сути современный хэтчбек).
Данная модификация получила индекс ГАЗ-12Б. Машины окрашивались в светло-бежевый цвет, а также по бокам имелась надпись "Скорая медицинская помощь.
Кроме цвета, были и другие изменения. На крыше устанавливался фонарь с красным крестом, на заднем стекле имелся знак скорой помощи - белый круг с красным крестом.
Из конструктивных особенностей следует отметить измененные петли крышки багажника, которые позволяли открывать его на больший угол и вкатывать в салон носилки.
Отдельно стоит рассказать про капот данного автомобиля. Капот ЗИМ-12 имел защелки по обеим сторонам, что позволяло открывать его в любую сторону. А при открытии обеих защелок можно было совсем снять капот. Так же на капоте был закреплен новый элемент дизайна - гребень красного цвета. Он имел декоративную подсветку. И самое главное: на данном автомобиле на капоте впервые появился шильдик с изображением оленя - символа города Горького (ныне - Нижний Новгород). После этого данный шильдик - главный узнаваемый атрибут автомобилей ГАЗ.
Вернемся к самим моделям. Дно - стандартное для моделей от DeAgostini, пластик с надписями о названии модели, масштабе и стране производителе. При этом на модели скорой помощи указан индекс 12А, хотя под этим индексом выпускались модели такси, а модели скорой, как я уже писал выше, имели индекс 12Б.
На этом про данную модель заканчиваю, всем спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите комментарии!