Найти в Дзене
Психотерапевт Ольга Лукина

Возвращение к детскому стилю

Встреча, последовавшая за сессией, на которой мы разбирали конфликт с рисунками, началась рассказом Вадима о его впечатлениях. Вечером по дороге домой после той самой сессии он почувствовал, что его душат слезы. В какой-то момент он понял, что не в состоянии больше вести машину, припарковался и плакал. Бил по рулю. Задыхался. Долго не мог успокоиться.

— Я плакал до тех пор, пока мне не стало легче дышать. Думаете, я схожу с ума?

— Напротив. Думаю, вы совершенно уместно и искренне выражали свои чувства. Они были законсервированы в вас многие годы. Вы несли их в своей душе, как тяжелый переполненный сосуд, боясь, что он откроется. Он действительно иногда открывался, но без вашей воли. Это-то и делало вас эмоционально уязвимым, реактивным. Эти чувства вторгались в вашу жизнь с тыла, нарушали ваши планы, мешали вам идти к целям. Но теперь сосуд открыт. Процесс пошел. Мне кажется, это прекрасно.

Слушая меня, он улыбнулся. Я чувствовала, что он берет мою поддержку. Он начинал медленно понимать и принимать себя.

Результаты искренней и самоотверженной работы Вадима над своими детскими чувствами превосходили все мои ожидания. В наших отношениях появились нотки доверия. Все реже Вадим претендовал на «особые условия» со мной. Нам даже удалось урегулировать острый вопрос, который касался времени окончания наших встреч. Даже если мой клиент опаздывал, по инерции стремясь успеть в несколько мест сразу, или просто в чувственном порыве не хотел завершать наш контакт, он сильно расстраивался, но не ждал и не требовал от меня продлить время.

Вадим давал мне знаки, что выходит из позиции требующего и гневного ребенка. Это позволяло ему по-новому взглянуть на свои возможности. Через открывшееся понимание своих родителей и событий своего детства Вадим возвращал себе подлинные чувства и интуицию.

На одной из встреч Вадим положил передо мной листок.

— Я понял про себя некоторые вещи, — сказал он. — Это тайный список. Можно сказать, кондуит.

1. Я не люблю себя, когда ошибаюсь.

2. Я все время требую от себя быстрых и бóльших достижений, чем у других. И когда это не получается, наступает депрессия.

3. Я понял, что не умею любить. Я вообще не умею строить близкие отношения.

4. Я уязвимый. У меня зависимость от оценки окружающих.

5. Я завистлив. Я понял, что все время завидовал своему партнеру.

6. Я не умею доверять людям, все время жду какого-то подвоха.

— И главное, я понял, почему моему партнеру Гоше всегда удавалось делать свободные, классные вещи. Только сегодня ночью до меня дошло, наконец, почему его проекты всегда были гениальными, а мои — просто хорошими.

— И почему же? Хотите поделиться?

Вадим сиял. Несмотря на то что он говорил о себе нелестные вещи, происходящее приводило его в восторг. Похоже, что этот восторг был связан с возвратом способности ощущать себя открыто, неформально анализировать себя, делая неожиданные, свежие выводы.

— Думаю, это началось еще в художественной школе, задолго до института. Лет в тринадцать-четырнадцать. Я все время пытался сделать нечто эдакое. Чтоб, глядя на мои работы, преподаватели и одноклассники воскликнули бы: «Ах! Боже мой! Такого мы не видели еще никогда!»

-2

Я хочу подчеркнуть, что всегда невероятно старался. Но я не заметил, как за этими стараниями потерял что-то другое… Это другое было у меня в раннем детстве, когда я просто брал карандаш и начинал рисовать что-нибудь, неважно что, не думая, ни на что не рассчитывая… Я рисовал, ничего не ожидая взамен. Вот это было прикольно! Мне нравилось. А уж потом, когда я стал фанатичным отличником и самым крутым, я начал стараться изо всех сил. На старания всегда говорили: «Молодец». И не более.

А вот Гоше и заказчики, и коллеги всегда говорят то самое «Ах!». Он открывает папку, кладет перед клиентами эскизы, и у них загораются глаза. Более десяти лет я задаюсь вопросом: почему? Почему ему это удается?! Теперь я знаю. Господи, сколько же лет я внушаю себе, что не занимаюсь творчеством только потому, что Гоша не может заниматься финансами!

— И что вы собираетесь делать со своим открытием?

— Собираюсь вернуться к своему детскому стилю. — Вадим подмигнул мне. Я рассмеялась. — Планирую очень внимательно прислушаться к кому-то внутри себя. Я сто раз читал об этом раньше! Я ведь знал, что наша уникальность — внутри. Знал, понимал, но не мог достать ее. Чудо какое-то!

Продолжение читайте в моей книге «Бизнес и/или свобода».

-3

Реклама, которую вы видите в Яндекс.Дзене, не имеет никакого отношения к каналу Ольги Лукиной. Реклама автоматически формируется сервисом в соответствии с вашими запросами и интересами. При заказе услуг психолога и психотерапевта мы настоятельно рекомендуем тщательно перепроверять информацию об опыте консультанта и читать отзывы о его работе. Никогда не забывайте, что за наше здоровье отвечаем только мы сами.