Найти тему
Автомобильная Россия

Невероятная быстроходная траншейная машина родом из СССР (фото + видео)

БТМ или быстроходная траншейная машина принята на вооружение Советской Армии в конце 50-ых годов прошлого века. Спецтехнику разработали на харьковском машиностроительном заводе, но производить стали на дмитровском экскаваторном. В основе - шасси танка Т-54 с 12-цилиндровым двигателем мощностью 415 л.с. Дизель без проблем таскал не только основной 20-ти тонный тягач АТ-Т, но и 25-тонный прицеп с гаубицей, или ракетной установкой.

-2

БТМ на базе артиллерийского тягача - тяжелого появился немного позже. Его основная задача была рыть траншеи практически в любом грунте. При этом рыть нужно было быстро, чтобы обеспечить продолжительную линию фронта. Спецтехника могла делать траншею глубиной 1.5 метра (шириной 1.1 метра). При этом, за час работы длина такой траншеи могла составлять до 800 метров.

-3

Конструкция БТМ довольно непростая. Общий вес такой техники почти 27 тонн. Основным инструментом для рытья окопов выступал громадный ротор, с 8-ю ковшами вместимостью по 160 литров каждый. Ротор был подвижен и перемещался благодаря П-образной раме с тросовыми приводами, через систему блоков. Но следующее поколение БТМ-3 было лишено тросов, вместо них использовали мощную цепь. На фотографиях именно БТМ-3.

-4

Кабина подставляла собой расширенную версию от ГАЗ-63. Причем расширена она была настолько, что легко вмещала до 5-ти человек. Хотя экипаж самой машины составляет всего 2 человека. Этого было достаточно, чтобы в течении 5-ти минут приступить к работе.

-5

Как вы понимаете, после Великой Отечественной войны характер боевых действий стал быстро меняться. Широкое использование ракетных установок и реактивной авиации, изменила всю концепцию ведения боевых действий. Поэтому вместо рытья окопов для солдат БТМ в основном использовали для прокладки кабелей и трубопроводов.

-6

Снял небольшой видео обзор БТМ-3 для своих подписчиков.

Технические характеристики БТМ-3 далее.

  • Длина 7,6 м,
  • длина в рабочем положении 11,2 м;
  • ширина 3,16 м;
  • высота 2,9 м
  • Масса 27,7 т
  • Двигатель В-40-1, мощностью 564 л.с. (415 кВт)
  • Запас хода 500 км
  • Транспортная скорость по шоссе 35 км/час
  • Производительность: 800 м3/час
  • Удельное давление на грунт 0,71 кгс/см2
  • Преодолеваемое препятствие: брод глубиной 1 м, угол подъема 20°

Сейчас эта траншейная машина стоит в Музее техники Вадима Задорожного.