Найти тему
Пионерлагерь "Юность"

Не просто средство передвижения: Как “доставали” машины в СССР

Здравствуйте, Уважаемые читатели! Недавно моя дочка купила новую машину и мы праздновали это событие всей семьей. Это не первый наш семейный автомобиль, но первая иномарка, на которую копили все вместе. Лично я считаю, что сейчас собственный автомобиль - это не роскошь, а необходимое средство передвижения. Особенно, если живешь за городом или есть дача.

Конечно, немного удивительно, что сейчас машину может купить любой человек. Были бы, как говорится, деньги. Магазинов, которые предлагают покупку автомобилей , множество. Марок машин тоже множество. Хочешь - купи маленькую городскую машину, хочешь - огромную бандуру с кузовом. А вот во времена моей юности автомобиль был редкостью, а его покупка - отдельной эпопеей.

Так как можно было стать владельцем машины в СССР?

Продукция Запорожского завода "АвтоЗаз" - "Запорожцы"
Продукция Запорожского завода "АвтоЗаз" - "Запорожцы"

Например, автомобиль могли вам подарить за какие-то особые заслуги. Народным героям партийные лидеры лично вручали ключи от нового “железного коня”. Но вот только у обычного человека, который работал на заводе с утра до вечера сил на подвиги не оставалось. Так что они стояли в очереди.

Ожидание своей очереди на покупку машины могло растянуться на 5-7 лет. Попасть в очередь тоже было не очень просто. Пока стоишь в очереди, можно было копить деньги. Автомобиль стоил дорого, так что влезали в долги, с которыми потом многие годы расплачивались.

Вообще покупка машины - это был такой, как сейчас говорят, квест: попасть в очередь, отстоять очередь, найти деньги, затем занять очередь в автосалон, получить документы и справки, произвести оплату. Некоторые люди просто не хотели с этим связываться. Конечно, никаких “красивых номеров” или “цвета металлик” не было и речи - что дали, за то и платишь.

Конечно, везде, где есть государственная продажа, есть и спекулянты. Только вот купить место в очереди не получалось. Но были люди, которые работали на предприятиях или в партийных кругах. Они могли ускорить продвижение в очереди за определенную сумму или услугу. В некоторых республиках, например, в Грузии машины можно было достать по особой цене. Раз в 6 дороже, чем на заводе. Но когда ждешь 7 лет, то нервы уже сдают.

Был и еще один способ, о котором не стоит забывать и на который многие надеялись - внезапное счастье. Например, машина переходила вам по наследству от деда или богатого родственника. Или был вариант выиграть автомобиль в какой-нибудь лотерее. Но, конечно, все это случаи один на миллион. Но ведь так хочется верить в счастье!

А вы знали, что наши авто мы еще и экспортировали и не только их: Товары из СССР, которые шли на экспорт: что это было?

А вы помните свою первую машину?

Подписывайтесь на Пионерлагерь "Юность" и ставьте 👍. Также приглашаю вас поболтать в комментариях! 🔥 🚩🎺