Модернизация трактора КТ-12, проведённая инженерами Минского тракторного завода (МТЗ) не устранила его основные недостатки: вздыбливание и недостаточную мощность. В связи с чем, на базе трактора КТ-12А конструкторы МТЗ под руководством главного конструктора Ивана Иосифовича Дронга в 1954 г. разработали трелевочный трактор ТДТ-40 (трактор дизельный трелёвочный 40 л. с.).
Принципиальным отличием от КТ-12 стало то, что вместо газогенераторного двигателя на трактор ТДТ-40 устанавливался дизельный двигатель Д-40Т, а так же новый более широкий и прочный погрузочный щит. Кроме того, для устранения вздыбливания, двигатель с КПП и лебёдка были передвинуты вперёд на 210 мм, соответственно, центр тяжести машины сместился вперед на 75 мм, что повысило устойчивость при трелёвке.
ТДТ-40 в 1955 г. успешно прошёл эксплуатационные испытания и в мае 1956 года на МТЗ началось его серийное производство, продолжавшееся по 1958 г.
В 1957 г. ТДТ-40 также начал производиться на Онежском тракторном заводе (г. Петрозаводск), новая история которого началась именно с выпуска этой машины.
Конструкция трактора была простой и удобной в обслуживании. ТДТ-40 отличался достаточно высокой производительностью, небольшой массой, был манёвренным.
Однако, ТДТ-40 унаследовал много недостатков от своего предшественника. Из-за технических неисправностей, которые возникали в результате конструктивных недостатков, трактора часто простаивали. Больше всего претензий было к тракторной раме, крепление заднего моста к которой было не совершенным, так же низким было качество головок балансиров.
Механизаторы просили улучшить систему сброса погрузочного щита, потому что часто приходилось вручную опускать щит под погрузку, а это требовало больших физических усилий. Кроме того, при натаскивании пачки хлыстов на щит, не было нужной амортизации, что приводило в поломкам щита. Для решения этих проблем в 1961 г. на Онежском тракторном заводе была создана модернизированная версия трактора – ТДТ-40М.
В числе изменений были: более мощный дизельный двигатель Д-48Т, мощностью до 48 л.с., гидравлическое устройство для сбрасывания погрузочного щита, лебедка, новое натяжное колесо, уменьшающее случаи спадания гусениц, усиленная рама. ТДТ-40М выпускался Онежским тракторным заводом с 1961 по 1966 гг.
Трактор имел оборудование для сбора, погрузки и удержания при трелёвке пачки деревьев или хлыстов. В процессе трелёвки пачка удерживалась на щите лебедкой и боковыми щеками. Канатно-чокерная оснастка ТДТ-40М включала тяговый канат длиной 40 м, диаметром 19 мм и комплект чокеров в количестве 10–15 штук.
В дальнейшем перед конструкторами была поставлена задача создания на базе серийных трелёвочных тракторов безчокерной универсальной машины, которая смогла бы, заменить трелёвочные тракторы, устранив на трелёвке и вспомогательных работах ручной труд. В начале 1960-х гг. в Ленинградской лесотехнической академии им. С. М Кирова был изготовлен образец безчокерного трактора на базе ТДТ-40М, но в серию он не пошёл.
ТДТ-40 и ТДТ-40М были одними из первых советских трелёвочных тракторов, широко применявшихся в лесной промышленности не только СССР, но и ряда других стран. Советский Союз поставлял их во многие социалистические страны. В результате изображение нашего трелёвочного трактора появилось на 10-донговой денежной купюре Вьетнама, выпущенной в 1976 г., где трелёвочники изображены работающими наравне со слонами.
В 1979 г. в Кампучии на купюре в 20 риэлей изобразили наши тракторы, работающие вместе с буйволами.
В 1969 г. в знак особой дружбы и уважения СССР передал Китаю оборудование и документацию для производства ТДТ-40. В настоящее время в Китае поизводится трелёвочный трактор J-65a, который является модернизацией ТДТ-40.
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и делитесь своим мнением в комментариях.
Рекомендую посмотреть: