И механические, и автоматические коробки передач заправляются специальными жидкостями, однако их назначение несколько отличается. В МКПП масло создает на поверхности деталей защитную пленку, предотвращая их ускоренный износ. В автоматической коробке присутствует рабочая жидкость, с помощью которой осуществляется передача крутящего момента от двигателя, а также создается давление для включения передач. Но в обоих случаях важно чтобы объем жидкости был равен номинальному значению. Иначе штатное функционирование агрегата будет невозможно. Также это приведет к быстрому выходу деталей из строя из-за повышенного трения.
Снижение уровня масла
Если ДВС может расходовать масло на угар, то в случае с коробкой передач этого не происходит. Поэтому снижение уровня состава говорит о наличии утечек. Чаще всего причиной возникновения такой ситуации являются пришедшие в негодность уплотнители. Особенно актуально это для мест сопряжения КПП с валами приводов или карданными валами – вращающиеся детали быстро изнашивают уплотнители. Такую неполадку легко выявить при визуальном осмотре агрегата – для этого не нужно быть специалистом.
Возможные причины течей:
- Пришедшие в негодность сальники
- Пришедшие в негодность прокладки
- Повреждения поддона
Запланировать замену сальников и прокладок нужно уже при обнаружении так называемого запотевания – образования тонкой масляной пленки в месте сопряжения компонентов корпуса КПП или валов.
Как проверить уровень?
Существует несколько способов проверки уровня масла в коробке передач. Применимость той или иной методики зависит от конфигурации самого агрегата. Например, некоторые КПП оснащены щупом. Он схож с тем, который присутствует в ДВС. С его помощью наиболее просто определить уровень материала в агрегате.
Этапы проверки:
- Установить автомобиль на ровную поверхность
- Вытащить щуп
- Протереть
- Вставить щуп обратно
- Достать щуп повторно
- Определить, на какой отметке находится масло
Нередко на щупе АКПП присутствуют обозначения COLD и HOT . Это означает, что проверку можно проводить как на холодном, так и на прогретом агрегате.
Если щупа нет, то следует прибегнуть к альтернативной методике. В случае с АКПП используют контрольную трубку. Заливая рабочий материал в КПП, наблюдают, как он вытекает из трубки. Если струя тонкая и слабая – уровень в норме, если жидкость льется активно – уровень слишком высокий, если материал не льется вообще – уровень очень низкий.
Для проверки уровня смазки механической коробки необходимо снять пробку заливной горловины и визуально оценить объем состава. Он соответствует норме, если жидкость доходит до края резьбовой части отверстия.
Что делать, если уровень масла низкий?
В такой ситуации важно выявить причину снижения уровня жидкости. Как уже говорилось выше, чаще всего речь идет о пришедших в негодность сальниках и прокладках. Следовательно, необходимо сначала провести их замену. Затем нужно либо восполнить объем состава, либо заменить жидкость. Важно использовать оригинальные материалы при выполнении этих работ. Аналоги зачастую не соответствуют требованиям производителя агрегата. В первую очередь это касается автоматических коробок передач.