Найти тему
Андрей Мятиев

Обзор редчайшего экспериментального велосипеда В-135 производства Харьковского Велозавода - из коллекции Веломузея.

Представляю вашему вниманию уникальный и практически неизвестный исследователям харьковский дорожный велосипед модели ХВЗ В-135. История создания этой модели, так и не пошедшей в серию, очень интересна.

Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1970 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1970 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1966 году на Харьковский велозавод поступил заказ от Внешнеторгового Объединения "Автоэкспорт" на разработку и изготовление велосипедов для экспорта в США. Предполагались поставки достаточно больших партий и дело было, как тогда говорили – «политическое» - шла речь о государственном престиже. Каким образом автоэкспортовские руководители надеялись захватить нишу на очень разнообразном и насыщенном американском рынке – мне неведомо. Собственно, наверное, способ был один – поставлять настолько дешевые велосипеды, что американский потребитель, привыкший считать каждый цент, будет покупать их глядя только на ценник, а не на свои политические предпочтения. Подозреваю, что проект был изначально, планово, так сказать, убыточен, а финансовые потери предполагалось компенсировать политическими дивидендами.

Документ о присвоении номера модели велосипеду, заказанному "Автоэкспортом" Харьковскому Велозаводу. 1966 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Документ о присвоении номера модели велосипеду, заказанному "Автоэкспортом" Харьковскому Велозаводу. 1966 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1967 году ХВЗ совместно с ЦКТБ Велостроения разработал две модели (мужскую В-135 и дамскую В-201) и построил несколько опытных экземпляров. Модели создавались изначально с учетом американских тенденций и мод и имели внешний вид, что называется «собирательный» - похожий одновременно на несколько популярных в США велосипедов.

Первый экспериментальный образец велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1967 году. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Первый экспериментальный образец велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1967 году. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Первый экспериментальный образец велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1967 году. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Первый экспериментальный образец велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1967 году. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Характерный американский велосипед Murray начала 1960-х годов, послуживший одним из прототипов при проектировании внешнего вида харьковской модели В-135.
Характерный американский велосипед Murray начала 1960-х годов, послуживший одним из прототипов при проектировании внешнего вида харьковской модели В-135.

Одновременно велись переговоры с американскими импортерами о приведении этих моделей к тамошним стандартам безопасности и качества. Требования заокеанской стороны были выполнены и в США отправили десяток экспериментальных экземпляров для проведения испытаний. Испытания прошли успешно, замечания были минимальны. Интересен факт, что по требованию заказчика части велосипедов не клеймились; похоже, что продавать их собирались под специально созданным брендом, как это было с легковыми автомобилями и мотоциклами.Около года велись переговоры между "Автоэкспортом" и американскими партнерами, но закончились они "пшиком" - договор о закупке первой партии из 100000 единиц велосипедов так и не был подписан. Для внутреннего рынка эти модели явно не годились, посему на их производстве "поставили крест". В 1969 году в инициативном порядке руководством ХВЗ была предпринята попытка адаптировать модель В-135 к внутрисоюзному рынку. С велосипеда убрали почти все «американизмы» - он лишился фальш-бака с фарой, удлиненных крыльев и прочих вычурных декоративных элементов. Комплектующие были по максимуму унифицированы с серийными дорожными и легкодорожными харьковскими моделями. От первоначального В-135 по сути осталась только рама своеобразной формы да седло. Обода, резина и крылья были унифицированы с легкодорожными велосипедами В-39 и В-542; втулки колес, каретка, шатуны и руль – с дорожной моделью В-130. Опытные образцы были представлены на утверждение Главмотовелопрому, но вердикт оказался неутешительным – серийный выпуск модели В-135 не утвердили. Решение декларировалось недостаточностью ожидаемого спроса, так как модель занимала промежуточное положение между двумя популярными классами веломашин – дорожными и легко-дорожными, а также значительными затратами на освоение производства рамы, состоявшей из нескольких изогнутых труб, требующими специального оборудования. В итоге модель В-135 «канула в Лету» окончательно. В 2016 году при сносе одного из цехов Харьковского велозавода на его чердаке были найдены два немного разнящихся велосипеда В-135 1969 года постройки и еще один странный аппарат, базирующийся на аналогичной раме. Мне удалось приобрести эти веломашины и сейчас они являются экспонатами Веломузея. В коллекции также хранятся уникальные фотографии и чертежи моделей В-135 и В-201, а также документы и переписка между "Минавтопромом", "Автоэкспортом" и Велозаводом, касающиеся разработки моделей и организации их производства для экспорта.

Посмотрите обзоры различных моделей велосипедов, изготовленных на Харьковском Велозаводе и ЦКТБ Вело в 1960-70-х годах:

Обзор редчайшего трекового велосипеда для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея.
Андрей Мятиев26 февраля 2021

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1969 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1969 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1969 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1969 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1969 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1969 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1969 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1969 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1969 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1969 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1969 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1969 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1969 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1969 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1969 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Экспериментальный велосипед В-135, построенный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1969 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Авто
5,66 млн интересуются