Несколько лет назад мой папа решил приобрести себе новый автомобиль китайского производства, который очень был похож на Toyota Land Cruise. Правда, к тому времени данный китайский автомобиль сняли с продажи. Но папа не сдавался и решил поискать по автосалонам, вдруг где остался. считается, что в Москве стоимость машины ниже, чем в регионах.
Он звонил по разным автосалонам и девушки - операторы радостно сообщали, что в у них есть данная машина в наличии. На выходных папа приехал к нам в гости и мы поехали искать его "коня". Ох, как много этих "шайтанов" в Москве.... Везде где мы приезжали не было этого автомобиля, а ушлые мальчики - продавцы сообщали, что есть другие, и улыбаясь предлагали то, что есть в наличии. Папа не сдавался, и мы уезжали из каждого автосалона разочарованными и уставшими. Очень долго приходилось ждать "шарлатана- менеджера", так как покупателей в автосалонах было много.
Через несколько недель поиска папа сдался и решил купить автомобиль Nissan X - Trail. Опыта покупки автомобилей у нас не было, поискали в интернете и нашли автосалон на Варшавском шоссе (писать название не буду, чтобы избежать любого вида рекламу). Вход в этот автосалон очень неудобный, приходилось подниматься на второй этаж по крутой лестнице.
На сайте этого автосалона было написано, что он является официальным представителем автомобилей. Действительно в данном салоне стоял автомобиль Nissan X - Trail в наличии, который мы хотели приобрести. Правда он был в чёрном цвете и уже с кучей "наворотов", которые нам были не нужны. Однако, нам предложили заключить договор на приобретение того автомобиля, который мы хотим. Продавец-мальчик заверял, что привезут новое авто после заключения контракта, для этого необходимо внести предоплату в размере 20000 рублей. Правда в договоре было написано, что эта сумма является задатком. Так как всей суммы для покупки нового "коня" не было, то папа оформил кредитный договор.
На следующий день папе одобрили кредит, но со следующими условиями: ставка по кредиту была 8% (а предварительно обещали 4,5%), дополнительно необходимо установить блокиратор руля, сигнализацию, блокировку коробки передач, КАСКО, страхование жизни. Это дополнительное оборудование посчитали на 70 000 рублей, а КАСКО и страхование жизни обещали не включать в стоимость. Папа тогда решил отказаться от приобретения автомобиля по таким ценам. Но у него не получилось это сделать. Так как контракт на поставку автомобиля составлен таким образом, что покупателю не возможно от него отказаться не потеряв деньги. Так как внесённая предоплата является задатком и согласно Гражданскому Кодексу РФ, то деньги не подлежат возврату, по мнению менеджеров таких салонов.
С папой долго потом разговаривал начальник отдела продаж по имени Дмитрий. В итоге он уговорил моего родителя приобрести автомобиль у них, обещав много дополнительного оборудования бесплатно. Папа согласился, так как хотел приобрести машину.
С папой заключили новый контракт и попросили внести задаток 500 000 рублей — для выкупа ПТС у завода. После всех этих процедур нам сообщили, что автомобиля у них нет ни в автосалоне, ни на складе. Срок поставки в контракте был указан до 13 ноября. Мы испытали шок. Это всё было сделано специально, чтобы мы купили то что есть в наличии. Но мы этого не стали делать. Конечно, полмиллиона тоже терять никто не хотел, менеджеры давили.
12 ноября мы приехали в автосалон. Но автомобиля в наличии не было, нам пояснили, что не успели во время заказать. Пообещали привезти автомобиль до 21 ноября и выдали гарантийное письмо согласно которому обещали в случае непоставки автомобиля в срок, вернуть задаток в полном объеме в день обращения. Потом опять из-за погодных условий срок был перенесен до 25 ноября.
25 ноября папе на мобильный телефон позвонил якобы представитель завода Ниссан и сообщил, что автомобиль в данной комплектации и цвета они не изготавливают в 1 экземпляре и надо ждать еще заказов. Папу уже это не устраивало.
25 ноября мы приехали в автосалон, где нас ждал неприятный сюрприз - автомобиля не было. Папа написал заявление на возврат задатка и расторжение контракта. Заявление принял начальник отдела и сказал, что задаток по закону является не возвратным, тем более наличными они не возвращают. Сразу скажу, это не законно!!! К заявлению папа приложил реквизиты счета, так как они были с собой (выписка из банка) и дописал фразу «в случае невозможности выдачи наличными перевести на карту». После чего начальник отдела продаж сказал, что если будут основания для перевода денег, то их переведут на счет.
После того, как мы обратились в Роспотребнадзор г. Москвы, 29 ноября автосалон перевел папе на счет 500 000 рублей . После перевода денежных средств на счет, представители автосалона звонили и настаивали на возврате им договора (который был составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу) и кассового чека о внесении задатка. Папа отказался возвращать вышеуказанные документы.
05 декабря уже мы направили в автосалон претензию о выплате всей суммы задатка, неустойки и компенсации морального вреда. 31 декабря мы получили ответ с отказом в удовлетворении моих требований, так как автосалон не нашел законных оснований для выплаты денежных средств. Их ответ нас не удивил и мы начали с ними судебное разбирательство.
При прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения задаток должен быть возвращен.
Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.
Сделка была нарушена по вине автосалона и мы хотели получить с автосалона двойную сумму задатка. Но это совсем другая история.
Судебное разбирательство можно почитать здесь.
Признаки "черного" и "серого" автосалона здесь.