Аба-абсолютно все книжки рекомендуют больше играть с ребенком с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Игры эти все называются по-разному: можно встретить название "игры на саморегуляцию", "игры на скорость реакции", или вот игры на развитие "эмоционально-волевой сферы".
Объединяет все игры одно: в них задается какой-то параметр, на который дети должны реагировать. Это может быть прямая команда: "встать", "спать", "стоп" или закамуфлированный параметр, например, "Саймон говорит..." (зарубежная игра "Спроси у Саймона"), "Белый с черным не бери, да и нет не говори..."
Психологи рекомендовали мне для сына две таких игры: "Съедобное-несъедобное" и "Море волнуется раз".
Съедобное-несъедобное. Кидаем мячик ребенку, называем съедобные и несъедобные предметы, просим ловить только съедобные.
И тут вторая проблема: как научить в нее играть ребенка-аутиста. Такой метод обучения ребенка называется - шейпинг , или по-русски "формирование нового поведения".
Про шейпинг
Это самый сложный метод обучения в АБА. Потому что надо:
- Точно определить первоначальную реакцию ребенка или отсутствие её.
- Четко определить конечный результат, который мы хотим получить.
- Привести ребенка от начальной (или полностью отсутствующей реакции) к конечной через цепочку промежуточных реакций.
Например, ребенок тянется к конфете и мычит "ы" - ребенок просит конфету слогом "ко"- ребенок говорит "кафета"- ребенок говорит конфета- ребенок говорит "дай конфету"- ребенок говорит "дай конфету, пожалуйста".
Но это только для примера, обычно в шейпинге цепочки не такие длинные, не на года: мы берем маленькие шажки и маленькие цели, и постепенно их видоизменяем.
Как я учила ребенка играть...
Вернемся к нашим баранам. Игра съедобное-несъедобное.
- Я сначала учила сына ловить мяч, первое время просто вкладывая его в руки сына и говоря "Лови".
- Потом я стала кидать его в руки сыну с расстояния 30 см.
- Постепенно мы перешли к ловле мяча с расстояния примерно в метр. Параллельно ребенок учился сортировать карточки с предметами на съедобные и несъедобные вещи.
- Далее, надо было объединить эти две реакции в одном флаконе. Я объяснила правила игры. Проблема была в том, что сын не успевал реагировать на "правильные" и "неправильные" слова из-за проблем с быстротой реакции. Поэтому я постепенно добавляла подсказки . Обычно в АБА -терапии рекомендуют выбрать какую то одну, но сильную, но мой ребенок работал аж с четырьмя.
Варианты подсказок:
- Долгое время кидать только съедобные или несъедобные вещи, например: лампа-мячик-горшок-щетка-пылесос, а потом: помидор-огурец-торт-шоколад-яйцо.
- После объявления слова делать длинную паузу, чтобы ребенок соориентировался.
- Когда съедобное, кидать мяч четко в руки. Когда несъедобное - чуть мягче и ниже, чтобы ребенок не поймал.
- Давать подсказывающие словосочетания, чтобы ребенок соориентировался, например: шоколадный...кекс, апельсиновое... печенье, томатный ... соус.
С провоцирующими словами типа: "жареная... какашка", "вкусный ... стол". мы пока не работаем :)
В целом, сын удовлетворительно играет в эту игру: съедобное ловит, несъедобное обычно отбивает коленом. Подсказки постепенно ослабляются. Остались, по сути, только № 3 и 4.
Теперь о другой игре "Море волнуется раз". В нее мы только начали играть на занятиях в коммуникативной группе. Для занятий выбрана самая сложная вариация этой игры. Ведущий говорит: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура (крокодила) на месте замри". Дети замирают, а психолог ходит, нажимая на "кнопочку". После нажатия кнопки ребенок должен показать заданного крокодила. Т.к. сын после включения все время изображает одно и то же: машет руками и делает "дррр", нам дали шейп-подзадание.
Дома мы пока не играем в эту игру: мы делаем задание на подражание, от простого "Покажи, как ты спишь..." , "Как мяукает кошка", к сложному - изображению поведения предметов, животных и людей. Например, я прошу сына показать как прыгает лягушка, как пьет молоко кошка, как плавает рыбка и т.п. Это тоже дается сложно, поэтому я помогаю: включаю видеоролики с животными, помогаю, подсказываю.
Статьи по этой же теме...
Цепочки поведения:
Как научить ребенка одеваться, ходить на горшок и т.п.
Саморегуляция:
Зачем гонять зебр, варить детишек и будить мальчиков?