Найти тему
phygital

Как устроены яхты? Техническая сторона: дизайн и материалы

Познакомившись поближе с устройством парусных и моторных яхт, есть смысл порассуждать о сути предмета.

Любая яхта является сложным инженерным сооружением. В этом смысле яхта больше похожа на самолет, чем на автомобиль. Поверьте на слово, что в дальнейшем инженерная мысль в яхтинге будет удивлять вас постоянно. Даже сложная военная техника проще яхт, хотя бы из тех соображений, что яхтенный конструктор, в отличие от военного, не в состоянии пренебречь дизайном своего детища. Дизайн яхты для ее владельца значит очень много, иногда даже больше, чем того требуется.

-2

К тому же, кроме эстетики, яхтенный дизайнер более других своих коллег-конструкторов озабочен сроком службы проектируемого изделия.

Представим себе, что мы собираемся совершить морской переход на яхте, "расчетный срок службы" которой истекает через год. В самом деле – даже звучит смешно. Яхтенному дизайнеру приходится проектировать "навсегда". В реальной жизни это означает, что яхты при должном уходе устаревают морально раньше, чем физически изнашиваются. Владельцы 15–20летних яхт проводят их модернизацию, в процессе которой обновляются интерьеры по современной моде, а приборы и механизмы меняются с учетом достижений науки и техники. Таких ремонтов может быть несколько. Существует достаточно много яхт, переживших 100летний юбилей, но исправно продолжающих нести свою службу.

Само собой, что существует обычная система ремонтов, проводимых независимо от воли владельца. За этим следят надзорные органы морских государств. Яхты в обязательном порядке проходят периодическое освидетельствование. При несоблюдении установленных регламентов яхта "теряет документы" и лишается права на выход в море.

-3

Еще одна головная боль для яхтенного дизайнера – объем внутренних помещений. Габариты яхты ограничивают полезный объем, который может быть использован для обустройства. Даже незначительное, казалось бы, увеличение длины яхты (1–2 фута) дает существенное увеличение полезного объема. Правда, при этом удорожание яхты происходит в геометрической прогрессии. Некоторые специалисты утверждают, что увеличение длины яхты влечет за собой ее удорожание в четвертой степени!

В отличие от самолета и автомобиля судьба яхты – постоянно находиться в такой агрессивной среде, как морская вода. По этой причине все приборы, механизмы, снасти и прочее на яхтах применяется в морском исполнении. Даже обычные бытовые предметы, такие как телевизоры, холодильники или стиральные машины. Не говоря уже о корпусе яхты, рангоуте, двигателях и других конструктивных элементах.

-4

Теперь вам следует немного времени уделить знакомству с конструкционными материалами, применяемыми в яхтостроении. Самым традиционным, самым дорогим и самым экологичным конечно же является древесина. Не всякая, а только отборная, так называемый строевой лес. Были времена, когда все корабли были только из дерева, а люди из железа. Теперь список названий новых материалов пополняется чуть ли не ежедневно (особенно для людей). Однако и сегодня деревянные яхты пользуются заслуженным уважением. Однако в наш век высоких технологий дерево для яхт является наиболее дорогостоящим материалом.

Яхтенные дизайнеры предпочитают иметь дело с более технологичными и дешевыми: алюминиевые сплавы, сталь, различные синтетические материалы и даже армоцемент. Секреты старинных технологий изготовления корпусов и рангоута из натурального дерева уходят в прошлое вместе с мастерами, владеющими этим искусством. Алюминий и его сплавы тоже недешево обходятся, поэтому не слишком распространены. Далее по цене следуют стали. А замыкают этот список стеклопластики и другие синтетические новшества.

Кроме явных достоинств, любой материал обладает рядом недостатков, которые быстро выявляет морская среда. И это не только всем известная коррозия. Дерево подвержено гниению. Его также пожирают червидревоточцы. Стеклопластик страдает от осмоса. Алюминиевые сплавы и нержавеющие стали разрушает электрохимическая коррозия. Поэтому яхтенные дизайнеры применяют различные материалы и композитные конструкции, благо технический прогресс не дремлет.

-5

Солнечные лучи тоже являются неблагоприятным фактором. Их разрушающее действие в первую очередь сказывается на парусах и покрытиях палубы. Но и бортам достается. Например, в тропиках борт яхты, окрашенный в темный цвет, может раскаляться до 170 градусов Цельсия! Поэтому яхтенные дизайнеры стремятся проектировать светлые окраски корпусов, в то время как в моде нынче темные.

На серийной парусной яхте вы скорей всего обнаружите – корпус из стеклопластика (при длине до 20 метров) или стальной (свыше 20 метров), отделку палубы тиком, внутренние помещения, облагороженные шпоном ценных сортов дерева (красное дерево, орех, вишня), такелаж из нержавеющего троса, мачту из алюминиемагниевого профиля и дакроновые паруса. В эксклюзивном (весьма дорогом) варианте корпус будет алюминиевый, кевларовый, из многослойного деревянного шпона или композитный, когда используются различные материалы. Отделка помещений с элементами натурального дерева, мачты из углепластика, паруса из кевлара.

-6

Все без исключения материалы нуждаются в защите от влияния морской среды. Потому в яхтинге столь важное место занимают покрытия – лаки и краски. Для каждой поверхности существуют свои технологии. Подводная часть корпуса покрывается несколькими слоями специальных грунтов, шпаклевок и необрастающими красками. Иначе к середине сезона яхта "встанет". Деревянные поверхности нуждаются в яхтенных лаках, а тик – в натуральных маслах. Все технологии по нанесению покрытий требуют определенных погодных условий и высокой квалификации рабочих. Иначе все это вскоре отвалится. Технический прогресс добавил возможность нанесения синтетических покрытий на деревянные корпуса, что позволяет сочетать приятное с полезным.

Впоследствии любое изменение конструкции яхты подлежит дополнительному расчету и согласованию. Быстро это не делается. Например, если вы решите установить на палубе катер, то эта идея потребует месяца три на реализацию. Гоните в шею всех "специалистов", готовых оказать вам "услугу" и изменить конструкцию яхты без процедуры расчета и согласования. К добру такой подход не ведет, и тому есть масса примеров.

-7

Опытные яхтсмены легко различают яхты, построенные в угоду владельцам (которые на самом деле в яхтинге новички) и спроектированные самими яхтсменами. Владельцы яхт зачастую гонятся за комфортом и дизайном, забывая, что самое главное в яхте – безопасность. К счастью, в проектировании яхт существуют жесткие правила, диктуемые требованиями классификационных обществ и страховых компаний. И хотя это обстоятельство многим яхтенным дизайнерам осложняет жизнь, яхтсменов это только радует.

Яхты
4360 интересуются