Найти в Дзене
История войн и оружия

Боевое применение Як-7 в Великой Отечественной войне

Як-7Б с мотором М-105ПФ
Як-7Б с мотором М-105ПФ

Первые пять самолетов Як-7А 11-й серии завода № 301 были получены 12-м иап в октябре 1941 г. Они действовали на Северо-Западном фронте с 24 августа 1941 г. по 2 февраля 1942 г. летчики вначале 6-й, а затем 57-й смешанной авиадивизии выполнили 1 920 боевых вылетов, в том числе 867 на сопровождение бомбардировщиков, 71 на разведку и 251 на штурмовку. Они провели 169 воздушных боев, сбили 31 самолет противника (15 Ме-110, 9 Ю-88, 3 Хеншеля 126, 2 Ю-87, 2 Ме-109), один аэростат и один Ю-52. На земле уничтожили и повредили 135 машин, 68 повозок, 10 танкеток, 4 бронемашины, 4 танка, 3 бензоцистерны, 3 вагона, один паровоз, один склад боеприпасов, 3 артиллерийских орудия, рассеяли и уничтожили до трех батальонов пехоты и подавили огонь трех дивизионов зенитной артиллерии. Свои потери составили 13 самолетов, из них только один Як-7А с пилотом лейтенантом Чуйкиным не вернулся с боевого задания. Также потеряли еще 6 пилотов. 22 февраля 1942 г. полк убыл на доукомплектование, оставшуюся боевую технику сдали 161-му иап.

В 1941 г. на Северо-Западном фронте Як-7 240-го раэ также вели разведку. По 20 февраля 1942 г. эскадрилья выполнила 586 боевых вылетов. Отличился штурман лейтенант Булах, который в качестве второго члена экипажа Як-7 совершил 14 вылетов на разведку и вскрыл 6 ноября 1941 г. скопление 80 самолетов на аэродроме Старая Русса.

18 октября 1941 г. 12 Як-7А передали в 172-й иап. Он совершил 2 484 боевых вылета. Потерял 33 самолета и 17 летчиков. Из них только треть были "Яки" (7 Як-7А и 5 Як-1). За период боевой работы в резервной авиагруппе Сбытова летчики полка заявили сбитыми 18 самолетов противника, из них 4 Ме-110 сбили "Яки" (первые победы были в групповом воздушном бою южнее Серпухова 28 октября 1941 г.). В боях отличились командир звена младший лейтенант Силантьев, который к 20 января выполнил 24 удачные штурмовки. Летчик заявил уничтоженными 9 танков, 57 автомашин, 8 зенитных пулеметов, 3 орудия и до 200 солдат и офицеров противника. Надо учитывать, что истребители действовали против прикрытых зенитками наземных войск.

К 20 марта 1942 г. в полку из числившихся в боевом составе 5 Як-7 и 4 Як-1 осталось по одной исправной машине, остальные были в ремонте.

Як-7А завода № 301 приняли участие в боевых действиях 1941 г. под Москвой и на Северо-Западном фронте. 10 Як-7А завода № 153 передали в январе 1942 г. одному из полков Южного фронта. 10 Як-7А второй партии получил в мае 1942 г. 12-й гвиап ПВО.

Затем самолеты шли в запасные полки и на них переучивался летный состав.

Когда появилась модификация Як-7Б с мотором М-105ПФ уже в июне 1942 г. пришли 92 машины с новым двигателем.

К тому времени 18-й гвиап участвовал в боях под Козельском и Ржевом. За два месяца пилоты выполнили 1 736 боевых вылетов, провели 251 воздушный бой и сбили 63 вражеских самолета, из которых 36 бомбардировщиков. При этом потеряли 34 самолета и 22 пилота.

283-й и 845-й иап вошли в состав ВВС Волховского фронта. Однако 283-й полк прибыл на фронт с 13 Як-7А, остальные 7 потеряли по небоевым причинам. Летчики полка выполнили 1 447 боевых вылетов, сбили 32 самолета противника. Свои потери составили 18 самолетов и 9 пилотов. 845-й полк по 7 сентября 1942 г. выполнил 832 боевых вылета, провел 59 воздушных боев, в которых сбил 52 вражеских самолета.

Первая партия Як-7Б поступила в 66-й истребительный авиаполк 202-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии Западного фронта. С 3 июля по 13 октября 1942 г. пилоты сбили 36 самолетов противника. При этом потеряли 6 летчиков. Плюсом было то, что полк сформировали на базе учебного центра истребительной авиации Западного фронта, который работал 2 месяца, пилоты уверенно вступали в бой с превосходящими силами врага. Так, 6 сентября 1942 г. Як-7Б прикрывали Пе-2, которые бомбили немецкие резервы, которые подходили к д. Сычевка. Группа подверглась атаке 18 Ме-109, удалось выполнить задачу по бомбометанию и сбить двух напавших. На следующий день 6 Як-7Б отбили атаку Ме-109, сбили одного немца и привели свои Пе-2 без потерь на свой аэродром. Наиболее отличились в тот период майор Панкратов (6 сбитых лично+3 в группе), старший политрук Мартынов (3+0), старший лейтенант Сайфутдинов (2+0). Высокую оценку дал новой технике командир 202-й иад полковник Янсен.

Як-7Б с мотором М-105ПА
Як-7Б с мотором М-105ПА

23 июля 1942 г. 5 Як-7 из 296-го иап, атаковали 6 Ю-88. Стрелки бомбардировщиков не подпускали советские истребители. После нескольких атак один пилот младший лейтенант Памятин сбил один из бомбардировщиков, но его самолет был поврежден и истребитель сел на вынужденную посадку.

В начале 1942 г. истребители Як-7Б получил 434-й иап Клещева, он вошел в состав 8-й воздушной армии, укомплектован он был отборными пилотами и должен был бороться только с вражескими бомбардировщиками. 26 июля 1942 г. пилоты этого полка сбили в 11 воздушных боях 34 вражеских самолета.

В районе Калача 7 Як-7 под командованием капитана Бабакова перехватили группу из примерно 50 Ю-87 "Штук", которые летели бомбить переправы через реку Дон. Задача советских истребителей облегчалась тем, что не было немецких истребителей. В первой атаке сбили 5 "Штук", потом еще 4 и потом еще 2. При этом не потеряли ни одного своего.

Як-7Б из 230-го иап
Як-7Б из 230-го иап

В этом районе состоялся бой 8 Як-7 под командованием капитана Избинского из того же полка, 13 бомбардировщиков прикрывали 9 Ме-109. Избинский разделил машины на две группы, одна атаковала бомбардировщики и сбила 5 штук, другая группа связала боем "Мессершмитты" и сбила 2 машины. Все "Яки" получили значительные повреждения, но все же вернулись на свой аэродром. В этот же день 434-й полк сбил в других воздушных боях еще 16 немецких самолетов. К концу дня 2 - 3 самолета сбил капитан Бабков, лейтенанты Карначенок и Савельев. Сбили три Як-7, но все пилоты выпрыгнули с парашютом и вскоре вернулись в свою часть.

С 12 июля по 3 августа 1942 г. полк произвел 827 боевых вылетов и в 29 воздушных боях сбил 55 самолетов врага. При этом потерял 5 самолетов и одного пилота.

5 сентября 1942 г. большая группа Як-7 из 288-й иад сбила 3 Ме-109 и два Ю-88. Пилоты подполковника Коновалова не потеряли ни одной своей машины.

16 сентября 1942 г. 11 Як-7Б под командованием Клещева в ходе прикрытия железнодорожной станции Котлубан встретили 50 Ю-87 и несколько пар "Мессершмиттов". Истребители допустили ошибку оторвавшись от своих бомбардировщиков. Клещев и Долгушин сбили по одному Ю-87, после схватились с Ме-109. Клещев и Якумов сбили по одному самолету. Немцы сбили один Як-7. Неизвестно удалось ли немцам отбомбиться по советским войскам.

Як-7А Ахмет Хан-Султана
Як-7А Ахмет Хан-Султана

17 сентября 1942 г. группа Як-7Б под командованием капитана Избинского встретилась с Ю-87 и Ме-109. Сначала Избинский и Корнашенок сбили по одному самолету Ю-87, потом сбили еще два истребителя, один Долгушин, другой Прокопенко. Погиб только один советский пилот, но эта была одна из четырех девушек полка Клавдия Нечаева.

В документах 16-й воздушной армии зафиксировано, что в тот день полк Клещева за 65 боевых вылетов уничтожил 7 вражеских самолетов.

18 сентября 1942 г. четыре группы (12) Як-7 434-го полка снова прикрывали станцию Котлубан. На них напали девять Ме-109, немцы хотели отвлечь советских пилотов и оттянуть их от объекта, им это сделать не удалось, при этом был сбит один "мессер". В тот же день 8 истребителей в другом районе патрулирования сбили два Ю-87. Группа Семенова над станцией Котлубан сбила немецкий разведчик FW-189. Потом группа села на дозаправку, потом 13 Як-7Б под руководством Избинского вблизи Сталинграда натолкнулись на Ю-87 и Ме-109. Два бомбардировщика удалось сбить, но в погоне за остальными погиб Владимир Микоян - второй сын Анастаса Микояна. 18-летний лейтенант имел только несколько боевых вылетов, в последнем бою он все же сбил один "юнкерс", но тут же был расстрелян двумя Ме-109. В тот день полк сбил 19 самолетов и потерял несколько пилотов.

19 сентября 1942 г. 16-я воздушная армия лишилась Як-7Б командира 434-го полка Клещева. Пилот выпрыгнул с парашютом. В тот день пилоты полка сбили 15 самолетов противника.

21 сентября 1942 г. 12 Як-7Б капитана Якимова вели бой с 15 Ю-87 и 10 Ме-109. Советские пилоты заявили об уничтожении 7 самолетов, свои потери неизвестны.

22 сентября 1942 г. "Яки" сбили три бомбардировщика, в том бою погиб Герой Советского Союза Карнашенок, он сбил уже больше 10 самолетов противника.

В конце июня 1942 г. Як-7Б массово пошел в войска. Машинами завода № 153 укомплектовали 288-ю иад: 4 (ранее летали на "Харрикейнах"), 12 (ранее летали на Як-1), 287 (ранее летали на "Харрикейнах") и 900-й (пересел с Як-7А) полки. Ее спешно отправили на Сталинградский фронт для усиления 8-й воздушной армии. ей противостоял 8-й авиакорпус фон Рихтгофена. Только 23 августа немецкая авиация выполнила 1 600 боевых вылетов. 12-й, 287-й и 900-й полки "сгорели" за считанные дни.

Командование дивизии посчитало причиной плохую подготовку пилотов и техсостава.

Пилоты 900-го полка прошли только обучение на Як-7А и не имели боевого опыта, с 15 августа по 8 сентября выполнили 119 боевых вылетов и сбили 12 самолетов, 12-й иап уже имел опытных пилотов, с 23 августа по 6 сентября выполнил 74 боевых вылета и сбил 10 самолетов врага. Потери составили 15 и 12 самолетов, пилотов 4 (плюс 5 раненных) и 7. Такой результат 900-го полка обеспечил комполка майор Хотинский, который в тех боях сбил 2 самолета. Под его руководством летчики полка 27 и 31 августа уничтожили 5 Ме-109. Пилоты 287-го полка с 21 августа по 8 сентября сбили 9 немецких самолетов, потеряли 7 летчиков.

4-й полк с опытными пилотами показал высокие результаты с 21 августа по 25 сентября 1942 г. он выполнил 421 боевой вылет и сбил 39 фашистских самолетов, при потере 7 своих пилотов. В частности, с 7 по 12 сентября его пилоты сбили 29 вражеских самолетов, при том потеряли 9 Як-7Б.

-5

27 сентября 1942 г. 12 Як-7Б под руководством командира 288-й иад подполковника Коновалова к северо-западу от Сталинграда, на 4 000 м встретились с Ю-88 и 22 Ме-109. В первой атаке советские пилоты сбили два "юнкерса", а остальные разогнали. Потом подполковник Коновалов, капитан Мякишев и лейтенант Головчинский сбили 4 немецких истребителя. Советские потери в том бою неизвестны.

30 декабря 1942 г. четыре Як-7Б из 283-го иап встретили в районе Грузина (Ленинградский фронт) два бомбардировщика Хе-111 и сбили один.

Потери самолетов и пилотов был вызваны не только недостаточным освоением Як-7Б, но и отсутствием у большинства пилотов боевого опыта у 900-го и скорее всего у 287-го полков. Сыграла свою роль напряженность боев. Немцы побеждали советскую авиацию пользуясь превосходством в тактике, технике и опыте. Советские пилоты имели плохую выучку и не умели вести бой единолично, в паре и в группе.

Советские авиационные командиры в свою очередь предъявили авиастроителям ряд претензий, часть из них была вполне обоснованной. Это касалось недостатков конструкции и недобора максимальных скоростей. ОКБ Яковлева уже с сентября 1942 г. начали внедрять в серийное производство меры по улучшению боевых свойств истребителей.

Главная проблема тогда была не решаема, отсутствовали мощные моторы водяного охлаждения.

С. Кузнецов считает, что во время Сталинградской битвы и произошел перелом в воздушной войне, тогда достаточно повыбивали опытных немецких пилотов, которым замены уже не было. А у красной авиации были еще резервы.

В умелых руках Як-7Б был грозной машиной. Так, 31 августа Лавриненков и Борисов прикрывал штурмовики Ил-2 и их атаковали 4 Ме-109. Ведомого Борисова быстро подбили, а Лавриненков смог в бою сбить одного из нападавших.

Генерал-полковник авиации Новиков среди недостатков отечественной техники отмечал, что необходимо улучшить обзор, промышленность реагировала достаточно быстро, в октябре 1942 г. внедрили козырек фонаря с плоскими стеклами, а с февраля 1943 г. фонарь стал каплевидным. Необходимо устранить забрызгивание фонаря кабины пилота маслом, в сентябре 1942 г. ставили специальный сальник на вал редуктора. Усилить окраску кольца прицела, с октября 1942 г. кольцо прицела подсвечивалось не зеленым цветом, а красным. Сделать кнопочное управление огнем, это внедрили с марта 1943 г. Совместить управление шагом винта и газом, внедрили с апреля 1943 г. Устанавливать радиопередатчик на каждом втором самолете, выполнили с ноября 1942 г.

В Постановлении ГКО от 2 ноября 1942 г. самолетостроительные заводы обязывались выпускать Як-7Б с максимальными скоростями 530 км/ч у земли и 590 км/ч на высоте.

Модернизированные Як-7Б уверенно вступали в бой с "Фокке Вульфом" 190. В январе 1943 г. пилоты 1-го гвардейского авиаполка вступили в бой с FW 190. Особых проблем он не представлял, один самолет сбил гвардии лейтенант Пантюхов. "Яки" оставались на хвосте у них как при наборе высоты, так и при пикировании.

В январе 1943 г. тяжелые бои шли не только под Сталинградом, но и на севере СССР.

15 января 1943 г. в районе Великих Лук с 13.37 до 14.45 7 Як-7 из 653-го иап под командованием майора Прокофьева в ходе патрулирования столкнулись с 6 Ме-109. Два "Мессершмитта" сбил лейтенант Якуба, по одному капитан Капаштин и старший лейтенант Ветров, еще одна машина была засчитана как групповая победа. Неизвестны потери советских пилотов.

24 января 1943 г. четыре Як-7Б 1-го гвиап, которые прикрывали штурмовики Ил-2 вступили в бой с 4 FW 190. Удалось сбить три машины и не потерять ни одну свою.

23 февраля 1943 г. над Демянским котлом эскадрилья Як-7 43-го иап под командованием Тихонова во время атаки немецких бомбардировщиков попала под удар 15 Ме-109 и нескольких "Фокке Вульфов" 190. Советские пилоты сбили два FW-190 и потеряли два "Яка". Легачков утонул в озере Ильмень после прыжка с парашютом, старший лейтенант Сафоненко попал в плен и был освобожден только в июле 1944 г.

В другом бою в тот же день участвовали семь Як-7 и 10 "Фокке Вульфов".

15 марта 1943 г. ожесточенные воздушные бои возникали над переправами через Ловать. 8 Як-7 875-го иап вступили в бой с 17 Ю-87, 4 "Фокке Вульфами" 190 и 4 Ме-109. 4 Як-7 атаковали бомбардировщики, а остальные бились в истребителями прикрытия. Советские пилоты сбили 3 истребителя и Ю-87.

16 марта полк провел несколько успешных воздушных боев. В одном из них 8 Як-7 сбили 7 Ю-87 из 12. Старший лейтенант Муравьев и лейтенант Ильченко сбили по три самолета, младший лейтенант Вострюхин четыре.

21 апреля 1943 г. 18 Як-7 прикрывали две эскадрильи Ил-2, которые должны были уничтожать плавсредства в Нарвском заливе. Было и дополнительное прикрытие 12 Ла-5 из 4-го гвиап. Над Балтикой разыгралось воздушное сражение, которое длилось 45 минут. Авиация Балтфлота потеряла 2 Ил-2, 3 Як-7 и Ла-5. Удалось сбить 19 вражеских самолетов: 4 финских "Фиата" G-5, один "Буффало", остальные "Мессершмитты" и "Фокке Вульфы". Финны подтверждают потерю двух "Буффало", один в воздухе, а другой зенитным огнем. Они заявили о сбитии 10 Як-1, 5 ЛаГГ-3 и 4 Ла-5.

"Яки" также штурмовали наземные цели. 6 Як-7Б из 18-го гвиап 5 мая 1943 г. приняли участие, вместе с 8 Ил-2 под командованием капитана Суворова, в ударе по аэродрому Алсуфльево в районе Брянска и уничтожили около 10 вражеских самолетов.

7 мая 1943 г. пилоты 274-го иап сбили 6 Ю-87 и 3 Ме-109. В. Климов причем сбил 5 Ю-87, звание Героя Советского Союза он получит только в 1946 г. по совокупности боевой работы.

Немцы конечно тоже наносили потери всухую. 22 мая 1943 г. 6 "Фокке Вульфов" 190 из 54-й истребительной эскадры сбили два Як-7 из 21-го иап Балтфлота, оба советских пилота Замыко и Черниченко погибли.

В мае 1943 г. развернулись жестокие воздушные бои над "Голубой линией" линии обороны немецких войск на Тамани. Тогда немцы особенно сильно бомбили советские войска, которые пытались наступать.

-6

26 мая 1943 г. 6 Як-7Б из 43-го иап под командованием комполка майора Дорошенко атаковали аэродром Анапа. Потом захватили пленных, которые сказали, что 9 самолетов было уничтожено или повреждено, а также были поражены цистерны с горючим.

В районе Ленинграда, вечером 30 мая 1943 г. произошло крупное воздушное сражение над Осиповичами. Советские посты наблюдения засекли группу немецких самолетов: 47 бомбардировщиков Хе-111 и Ю-88, которых сопровождали 12 Ме-109 и FW-190.

На их перехват в 20.16 взлетела группа капитана Литаврина, через 6 минут они начали бой с немецкими истребителями. Обе стороны наращивали количество самолетов задействованных в этом сражении. Советская сторона подняла истребители из 275-й и 240-й иад. На пути 6 Як-7Б из 86-го гвиап, под командованием капитана Короткова, встали два FW-190, которые прикрывали 14 Хе-111. Младший лейтенант Сомов сбил одного "Фоку", потом бомбардировщик Хе-111. Еще одного "хейнкеля" из этой группы сбил тараном старший лейтенант Горохов, но после такой атаки Як-7Б был настолько поврежден, что пилот выбросился с парашютом. Еще 6 Як-7Б из 86-го гвиап, старшего лейтенанта Деркача добрались до "хейнкелей" без прикрытия и ведущий сбил два бомбардировщика. Всего в воздух подняли 79 советских истребителей из них 45 вступили в бой. Они сбили 7 бомбардировщиков и 11 истребителей противника. Собственные потери составили 3 "Яка".

5 июля 1943 г. в первые дни Курской битвы пилот 54-го гвиап младший лейтенант Поляков на своем Як-7 уничтожил 2 Хе-111, один тараном, ему пришлось выпрыгивать с парашютом из самолета.

Одним из полков, который отличился во время Курской битвы, был 65-й гвиап. 12 июля 1943 г. "Яки" под командованием капитана Кубарева встретили немецкие бомбардировщики Ю-87 под охраной FW-190. Бой развернулся в районе Крутогорья над Окой, Гузков сбил Ю-87, младшие лейтенанты Вершков и Попов по одному "Фокке Вульфу". Самолет, который сбил Попов, упал около Олтухова. В тот день 65-й гвиап уничтожил 5 воздушных самолетов в 10 воздушных боях, еще 2 самолета на своем Як-7 сбил капитан Кубарев.

В этот день 8 Як-7Б из 3-го гвиап под командованием капитана Кривушина встретили 18 Ме-110, шедших под эскортом 8 Ме-109. Удалось сбить 5 вражеских самолетов.

14 июля отличились пилоты 2-го иап из 303-й иад. 6 Як-9 сопровождали штурмовики Ил-2. Во время полета они столкнулись с 22 Ю-88, которых прикрывали 4 FW-190. Пара Точкова сковала боем немецкие истребители, а другая пара - младшего лейтенанта Зверева продолжила сопровождение штурмовиков. С группой немецких самолетов воевали Свидченко и Стебленко. Первый сбил 2, а второй один Ю-88.

Если не удавалось расстрелять врага из пушки и пулеметов, прибегали к тарану. Так, 23 июля 1943 г. младший лейтенант И. Я. Горовец из 64-го гвиап, ударил крылом своего Як-7Б Ю-87, крыло отлетело, летчик все же успел выпрыгнуть с парашютом.

25 июля 1943 г. Пара Як-7Б из 265-го иап прикрывала группу Ил-2. Когда последовала атака двух немецких Ме-109, один из советских пилотов Шутт вышел из-под атаки, а затем смог сбить один вражеский самолет.

4 августа 1943 г. 6 Як-7Б из 728-го иап, под командованием капитана Ворожейкина прикрывали советские войска в районе Раково, Пушкарное, Товмаровка. 12 Ю-87 под прикрытием 8 истребителей вышли на контролируемый участок и советские пилоты сбили 8 вражеских самолетов, в том числе четыре - Ворожейкин.

25 октября 1943 г. прошли три воздушных боя с 6 Як-7, во главе с И. В. Федоровым. Удалось сначала сбить один Ме-109. В 13.08 6 Як-7 перехватили два Хеншеля-129, один заявили сбитым, а второй сбежал. По иностранным данным в тот день были повреждены и сели на вынужденную посадку два румынских "Хейнкеля".

В войсках еще оставались первые Як-7А, так 3 ноября 1943 г. один из пилотов 519-го иап, старший лейтенант Башкиров на своем самолете, вместе с механиком в задней кабине наткнулся на Ю-88 и его сбил. Потом его атаковали 4 FW-190 и три их них ему удалось сбить. Правда, второй сбитый "Фокке Вульф" падая разбил своего соседа. Этот случай попал в книгу "Тактика в боевых примерах".

На Як-7 воевало множество Героев Советского Союза: Ворожейкин, Моргунов, Федоров, Чубуков, Решетов и многие другие.

В 1942 г. выпустили 1921 Як-7Б - самой массовой модификации с форсированным мотором, в 1943 г. - 2972. В 1944 г. - 465. Всего выпустили 6 399 самолетов Як-7 всех модификаций.

Всего ВВС Красной Армии потеряли 1 385 Як-7, больше всего 857 в 1943 г. Авиация ВМФ потеряла 70 машин.

Последние 790 Як-7 списали в 1946 г. в связи с перевооружением на новую материальную часть.

Спасибо за прочтение.

Источник. Кузнецов С. Истребитель тотальной войны. Боевое применение Як-7 и Як-9