Введение
18 марта 2021 года появилось сообщение[1] о развертывании в Венгрии производства российского легкого самолета Ил-103 в модернизированном варианте. Он, как и большинство российских современных легких самолетов, малоизвестен публике, хотя это очень удачная разработка наших авиаконструкторов. Особенно это отрадно с учетом того, что в позднем СССР создание легких транспортных самолетов было заброшенно, относитель успешно шла лишь разработка спортивных самолетов. Но Ил-103 - это самолет класса «авиа-такси», способный выполнять функции и легкого тренировочного, и ряд других - в зависимости от желания заказчика.
Создание самолета и его конструктивные особенности
Создание самолета началось в 1988 году в рамках конкурса на легкий поршневой самолет первоначального обучения. ОКБ им. С. Ильюшина не было знаменито созданием таких самолетов, но тем не менее решилось принять участие в конкурсе. В ходе конкурса выяснилось, что в США возник дефицит на легкие самолеты, способные перевозить небольшое количество пассажиров. Такой же запрос мог возникнуть и в СССР. Легкие самолеты Вильга-35А, способные не только быть воздушными партами, но и перевозить до 3 пассажиров, имели уже давние сроки выпуска. Поэтому разработчики вместо чисто учебного самолета, создали практический аналог Вильга-35А, способный как перевозить до 4 пассажиров, так и обучать пилотов.
Победителем в конкурсе оказались ильюшинцы. Ради выхода на международные рынки, кроме увеличения пассажирской нагрузки, решили установить иностранный мотор. Первоначально были замыслы установить двигатель на базе авиационного мотора ВАЗ-426. Это был роторно-поршневой двигатель, созданный в Тольятти в рамках развития автомобильных роторно-поршневых двигателей. Но в итоге поставили американский I0-360ES, мощностью до 210 л. с., производимый фирмой Teledyne Continental Motors.
Самолет имеет алюминиевую конструкцию традиционной аэродинамической схемы. Крыло низкорасположенное. Машина имеет хорошую аэродинамическую устойчивость, столь ценную для гражданского аппарата. Шасси трехстоечное, неубирающиеся. Первоначально на самолет хотели ставить как вариант комплектации и российскую авионику, но в итоге оставили только западную. В стандартном исполнение самолет поднимает одного члена экипажа и четырех пассажиров. Но возможно его исполнение и в других вариантах, включая учебно-тренировочный. Последний выполняется двухместным.
Первый полет состоялся в 1994 году. Разработчики рассчитывали уже в 1995 году начать продавать серийные самолеты заказчикам. Но недостаток финансовых средств, столь типичный для нашей промышленности в 90 г.г., подкорректировал планы создателей. Производство началось только в 1997 году и не в тех масштабах, на которые они рассчитывали. Завершили его в 2007 году.
Всего было произведено 66 самолетов, большая их часть эксплуатируется в России и в Южной Корее, где они заменили устаревшие американские T-41D Mescalero (Cessna 172) для целей начальной летной подготовки. Также Ил-103 эксплуатируют в Белоруссии, в Лаосе и в Перу. Выпуск этих крылатых машин включал самые различные варианты: пассажирские и грузовые, учебные, экологического контроля, для научных целей, разведывательные.
В ходе эксплуатации Ил-103 возник замысел его модернизировать – видимо, именно его собираются реализовать в ходе объявленного производства модернизированного варианта Ил-103 в Венгрии. Модернизация предусматривает установку более мощного двигателя, частичную замену алюминия в конструкции на композитные материалы, обновления состава бортовой аппаратуры. Сразу скажу, из-за положения с разработкой и производством отечественных авиационных поршневых моторов, новый двигатель будет скорее всего иностранный. А вот композитные материалы могут быть и российские. В ходе разработки перспективных реактивных транспортных и пассажирских самолетов, включая MC -21, в их создании и производстве был достигнут значительный прогресс. Обновленная бортовая аппаратура, с учетом принадлежности Венгрии к Евросоюзу, также будет европейской, или из других стран Запада.
Заключение
Если соглашение по выпуску модернизированного Ил-103 будет реализовано, это будет знаковое событие и для России, и для Венгрии. Для нас это возможность снова зайти на рынок легкой транспортной авиации, причем не только центральной и восточной Европы. Для Венгрии это будет означать возрождение массового производства самолетов на ее территории, прерванное по итогам Второй Мировой. Впрочем, в 50 г.г. XX века Венгрия собиралась организовать у себя сборку учебно-тренировочного варианта Як-18, но идея была похоронена восстанием 1956 года. Вряд ли венгерский авиапром достигнет уровня 30-40 г.г. прошлого века, это ему и не нужно сейчас, но тем не менее, начало будет положено.
Источники
https://www.aviaru.net/pr/61408/ ,
https://aviatus.ru/aircraft/wilga/ ,
https://avia.pro/blog/il-103 ,
https://zen.yandex.ru/media/notes_about_airplanes/il103-malenkii-da-ne-udalenkii-5e84fcfa66408b1f8383fd7b ,
http://www.ilyushin.org/aircrafts/passenger/307/ ,
http://www.airwar.ru/enc/craft/il103.html ,
https://samoletos.ru/samolety/il-103 ,
https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/legkiy-mnogotselevoy-samolet-il-103/ ,
[1] https://www.aviaru.net/pr/61408/