Найти в Дзене
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Тушкины потроха. Часть 11 — и Ту-154 бывает англоязычным

Начало

Предыдущая часть

Оглавление цикла

Возле рукоятки закрылков есть тумблер с положениями «Ручное», «Автомат» и «Синхронизация», если включить его вниз — привод при рассогласовании МКВ-41 будет не выключаться, а включаться на уборку. Таким образом исправные закрылки будут автоматически следовать за неисправным.

Рядом стоит главный выключатель питания системы, а на эмке при рассинхронизации просто срабатывают ТЭМы, режима синхронизации нет и отдельного тумблера питания нет — у режимного положения «Ручное», «Автомат» и «Выкл». Ниже его фото на 803-й машине правительства Словакии, у неё англоязычная кабина. Что, кстати, за ручной режим?

-2

При пропадании питания 36 В блок 6Ц254 перестанет работать, так как СПЗ, равно как и указатель закрылков, к ПТС-250 не подключена — на счету каждый ватт. В этом случае система сама переходит в ручной режим — при установке МКВ-43 на угол 0 ... 5° закрылки будут убираться, 40 ... 45° — выпускаться, для этого режима в механизме стоят микровыключатели (бурые кубики на фото). Тумблером ручной режим включается принудительно — для проверки либо при отказе автоматики. Положение закрылков при полёте на аккумуляторах только засекать по секундомеру...

Кстати, такие же микрики стоят во всех МКВ, в МКВ-42 они, в частности, выключают привод в крайних положениях и в авторежиме, и в ручном. Микровыключатели МКВ-41 выдают разные сигналы в самолётные системы — в АБСУ, в АУАСП, а в левой «подмышке» стоит МКВ-45, состоящий вообще из одних микриков (12 штук) — куда он только сигналы ни выдаёт:

-3

Он обозначен зелёной стрелкой. Красной указан один из пожарных кранов двигателей, перекрывающий подачу топлива из расходного бака в магистраль двигателя, жёлтой — датчик мгновенного расхода топлива, ДРТМС (датчик расходомера мгновенного расхода суммирующего).

МКВ, разумеется, есть и на трансмиссии предкрылков, на Ту-154М у предкрылков даже есть даже защита от обрыва трансмиссии — такая же, как у закрылков, с помощью МКВ-41, только её мозг — блок БУ-2А. В кабине стоят табло сигнализации асимметрии и предкрылков, и закрылков. Между ними — табло положения предкрылков, выше — табло шасси, ниже — интерцепторов, слева — табло работы I и II ПК закрылков.

-4

Для регулировки систем на ЭПВ-8 и РП-60 можно ставить ручной привод:

-5

К нужному агрегату подключается пульт, по стрелкам и лампочкам открытые МКВ можно подстроить спецключом, напоминающим ключ для «болгарки»:

-6

Для контроля фактического угла на закрылок ставится подобие уровня:

-7

А на Ту-154М возле МКВ-45 ещё стоит пара центробежных датчиков УА53. Если что-то в закрылках разрушится, то нагрузка на привод упадёт и обороты вырастут выше расчётных, то есть УА53 дополняют защиту от асимметрии, обеспечиваемую МКВ-41. Они так же выключают привод и включают ТЭМы.

-8

В крыле вообще много всего топливного, а ещё мы, увлекшись механизацией, забыли об интерцепторах и поперечном управлении, поэтому в следующей статье — о них! А шёпотом скажу, что у системы перемещения закрылков СПЗ-1А есть сестра СПК-2 — система перемещения крыла, по агрегатам и принципу работы почти 1:1. На каких самолётах она стоит? Пусть это будет интригой...

Следующая часть