Приветствую вас на канале Авиатехник! В этой статье я поделюсь с вами информацией об интересном самодельном вертолёте - СВ-3, создателем которого является конструктор-самоучка Василий Алексеевич Свербиль из небольшой станицы Зеленчукская в Карачаево-Черкесии.
С самого детства Василий Алексеевич увлекается авиацией. Он не имеет технического образования, однако его разработки просчитаны до мелочей так, словно над ними работали настоящие специалисты ОКБ. Возможно вас это удивит, но В.А. Свербиль ещё с советских времён строил свою технику в одиночку. В России таких конструкторов практически не осталось - они уникальны в своём роде.
Вертолёт СВ-3 далеко не единственная разработка Свербиля. Каждая из них заслуживает отдельного внимания.
Давайте познакомимся с вертолётом СВ-3 поближе
Постройка вертолёта СВ-3 началась в 1990-м году. В.А. Свербиль строил эту машину целых пять лет собственными силами, за исключением электропроводки - в этом деле ему помог его товарищ А.Ф. Варченко. Первые испытания проводились 5 мая 1995 г.
Вертолёт СВ-3 выполнен по классической схеме с одним несущим винтом. На хвостовую балку был вынесен рулевой винт. Фюзеляж вертолёта состоит из платформы, пилотской кабины и хвостовой балки.
Внутрь цельнометаллической платформы встроен топливный бак емкостью 200 л. Слева по борту расположена заливная горловина.
СВ-3 оснащен четырьмя опорами шасси: две передние и две основные. Спереди платформы расположилась штанга приемника воздушного давления (ПВД), нижними узлами крепления к платформе крепится хвостовая балка. Сверху платформы была размещена пилотская кабина, двигатель и главный редуктор.
Кабина вертолёта двухместная, оснащена двумя сиденьями (расположены рядом). Просторная внутри, имеет хороший обзор благодаря остеклению. Также кабина оснащена дверьми с двух сторон, которые открываются путем сдвигания назад.
СВ-3 имеет дублированные органы управления. Вертолётом могут управлять два пилота. Пилотажные и контрольные приборы - общие, расположены на колонке и потолке кабины. Комплекс включает в себя следующие приборы: авиагоризонт, компас, указатель скорости, вариометр, высотомер, сдвоенный тахометр для двигателя и НВ, топливомер, вольтметр, указатели положения створок системы охлаждения двигателя, указатели температуры в головках цилиндров и главном редукторе, комбинированный прибор ЭМИ-3К с указателями давления топлива в бензонасосе. Также среди приборов можно заметить указатели давления и температуры масла в двигателе. Имеется система сигнализации наличия стружки в двигателе и главном редукторе. Для работы с хим. оборудованием в кабине имеется прибор контроля уровня химической жидкости в баке. Управление хим. оборудованием осуществляется с кнопки на ручке. Полезная нагрузка - 300 кг химии.
СВ-3 по своим характеристикам и возможностям не уступает таким вертолётам, как Ми-2 или Ка-26. При эксплуатации он даже экономней.
Проводка системы управления состоит из жестких тяг и тросов. Продольные и поперечные каналы управления оснащены загрузочными механизмами и триммерами, управление которыми возможно с кнопки на ручке.
За спинками сидений пилотской кабины расположен закабинный отсек. Он содержит в себе блок качалок, тяги и тросы управления, агрегаты воздушной системы, бытовой шкаф и инструментальный ящик. Позади данного отсека под обтекателем размещены вспомогательные механизмы двигателя, кронштейн главного редуктора, электрооборудование, различные кабели и трубопроводы.
СВ-3 оснащен 9-ти цилиндровым звездообразным двигателем М-14П мощностью 360 л.с., главным редуктором, оснащенным деталями вертолёта Ка-26, а также редуктором рулевого винта.
Для двигателя был изготовлен отдельный обтекатель из капотов двигателей Ка-26, который отчетливо виден на фотографиях. Благодаря такому конструкторскому решению СВ-3 хорошо запоминается.
Двигатель и главный редуктор наклонены на 4,5 ° вперед и 2° вправо . Это сделано для того, чтобы во время крейсерского полёта фюзеляж вертолёта сохранял горизонтальное положение и меньше создавал аэродинамическое сопротивление. Вертолет устойчивый, 7-10 минут летает с брошенным управлением. Не требует повышенного внимания. Наклон оси главного редуктора поспособствовал увеличению зазора между концами лопастей НВ и хвостовой балкой, за счет чего рулевой винт разместился ближе, а хвостовая балка была укорочена. Рулевой винт введен в диаметр НВ. Появившийся зазор также необходим для избежания опасного сближения лопастей НВ и РВ при взятии летчиком ручки управления "на себя" или при сильном порывистом ветре.
Передняя опора шасси была удлинена с целью поднятия фюзеляжа на угол 2°. Благодаря этому, угол наклона плоскости вращения НВ к горизонту уменьшился. Вертолёт может взлетать по классическому варианту.
Несущий винт оснащен модернизированными лопастями от верхнего воздушного винта вертолёта Ка-26. Диаметр составляет 13 метров.
Хвостовая балка - ферменной конструкции. Она сварена из хромансилевых и стальных труб диаметром от 20 до 27 мм. На конце хвостовой балки установлен редуктор рулевого винта. Привод осуществляется с помощью трубчатого вала, установленного в пяти промежуточных подшипниковых опорах.
Василий Алексеевич доработал демпферы вертикальных шарниров втулки НВ и опытным путем подобрал необходимые величины давления воздуха в амортизаторах опор шасси с целью решения вопроса, связанного с земным резонансом. Первое время СВ-3 трясло (на первом ролике в начале статьи это видно), однако после вышеперечисленных доработок проблему удалось устранить. В передних амортизаторах давление воздуха составляет 70 кг/см², а в основных - 53 кг/см². Давление в пневматиках передних и основных колес шасси составляет 3 и 2,5 кг/см².
Центровка вертолёта рассчитана на двух людей в кабине, однако если в полёт отправляется один пилот, вместо пассажира на специальный узел крепления кладется балласт в виде свинцового груза массой 20 кг.
Высота расположения несущего винта на СВ-3 выбрана с таким расчетом, чтобы на земле можно было безопасно заправлять хим. баки не останавливая работу двигателя. За счет этого экономится время работы.
СВ-3 оснащался спец. оборудованием для обработки полей. Машина отлично справлялась со своей задачей. На момент создания аналогов ей не было.
СВ-3 в деле:
СВ-3 выглядит весьма необычно. Далеко не каждый догадается, что этот вертолёт самодельный. Секрет успешной постройки вертолёта кроется в огромнейшей тяге и любви к авиации. Свербиль не смог получить нужного технического образования в советское время, однако вопреки этому не сдавался и шел только вперёд! У человека есть сила воли, с этим мало кто поспорит.
В следующих статьях я поделюсь с вами информацией о вертолёте СВ-7. Василий Алексеевич занимался его разработкой параллельно с СВ-3. Труд проделан колоссальный и он заслуживает внимания!
Делитесь своим мнением в комментариях ниже! Поддержите статью пальцем вверх! Делитесь ею в соц. сетях!
За предоставленные фотографии отдельная благодарность Анатолию Варченко!