Продолжаем знакомиться с заводом ЗИЛ.
Сегодня у меня на повестке дня интересные технические моменты.
Напоминаю содержание предыдущих частей.
Часть 7 - рессорно-пружинный цех
Часть 8 - цех реализации запасных частей
Часть 9 - ремонтно-механический цех
Итак, сегодня меня интересует система заводских конвееров.
В отличие от заводов АЗЛК или ВАЗ, где нити конвеера скрыты внутри основных производственных цехов, на ЗИЛе, ввиду огромной территории и удаленности основных цехов, некоторые конвеерные галереи можно увидеть воочию.
Для понимания приведу спутниковый снимок.
А здесь красной линией я отметил прохождение внешнего конвеера между корпусами.
Цифрами обозначены:
1 - прессовый цех
2 - моторный/старый кузовной цех
3 - новый кузовоной цех
4 - механосборочный цех 1 (МСЦ-1)
5 - автосборочный корпус (АСК)
Схема примерно такая:
Из прессового цеха (1) кузовные детали поступали в кузовной цех (2). Там же собирались моторы.
Далее по конвееру кабины и двигатели попадали в МСЦ-1 (4) где до 70-80-х годов и шла сборка машин.
Вот так выглядит участок Прессовый корпус - старый Кузовной цех.
А вот так участок от старого кузовного цеха до нового кузовного цеха.
Для понимания, давайте немного расскажу о схеме 50-60-х годов, до момента строительства нового Автосборочного корпуса (АСК).
Схема ниток конвеера в 50-60 годах.
Схема выполнена без привязки к сторонам горизонта и если обратить внимание на левую часть МСЦ-1 (в действительности – южную), то можно увидеть скопление черных линий со стрелками.
Начиная с первой реконструкции завода автомобили сходили с конвейера в цеху, позже получившим название Корпус Сборки и Испытания Автомобилей (КСИА). Но изучая общедоступные схемы завода найти КСИА не получится… Ведь располагался он на территории первого механосборочного – МСК-1 (МСЦ-1).
Именно сюда приходили конвейера, несущие кабины, двигатели, платформы, коробки передач, передние оси и ведущие мосты. И отсюда выезжали готовые автомобили. В ЦСИА было два сборочных конвейера, две «нитки».
В 30-х годах на них соседствовали ЗИС-5 и ЗИС-101, позже ЗИС-150 и 151, 164 и 157, ЗИЛ-130, вместе с 157 и 131.
И даже после запуска АСК рачительные хозяева- автозаводцы не избавились от старой производственной базы: на прежнем месте осталась сборка модификаций заслуженного полноприводного грузовика ЗИЛ-157.
История автосборочного конвейера КСИА длилась 50 лет и закончилась 14 апреля 1982 года вместе с последним собранным в Москве ЗИЛ-157.
Вскоре ненужное оборудование было демонтировано, но память о старом конвейере осталась. Прежде всего, эту часть МСК-1 до последних дней завода так и называли – КСИА. И через нее шли подвесные толкающие конвейера (ПТК) из Кузовного и Моторного цехов. На сохранившихся малых напольных конвейерах КСИА велась подсборка кабин и двигателей.
На кабины навешивалось оперение, устанавливалась рулевая колонка, двигатели комплектовались коробками передач, выполнялись и другие операции подсборки, после которых доукомплектованные кабины и силовые агрегаты вновь подвешивались на ПТК и отправлялись на автосборочный конвейер АСК.
В 70-х построили новый автосборочный корпус (АСК) (5) и кабины и двигатели по конвееру попадали через МСЦ-1 сразу в АСК на окончательную сборку.
В 80-х построили новый кузовной корпус (3) и туда переместилась сборка кабин из старого кузовного цеха. Из нового корпуса готовые кабины так же по старому конвееру поступали в АСК.
Еще для примера давайте посмотрим конвеерную галерею прессового цеха - цеха окраски.
1
2
Немного фото изнутри.
Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии. Чем больше активность - тем лучше.