Техники управление эмоциями других:
Смотрите мой цикл управления эмоциями на Ютуб (10 видео)
Вербализация эмоционального состояния: а) своего; б) партнера.
Косвенная вербализация чувств партнера:
«я согласен, что это может вызывать протест»
«я согласен, что это вызывает дискомфорт»
«согласен, что такой поворот дела вызывает неприятные чувства»
«да, это, конечно, огорчительно»
Сообщение о собственном самочувствии
Вы сообщаете партнеру, как Вы себя чувствуете в данной ситуации, например: “Я опечален тем, что Вы мне не верите”, “Мне очень обидно это слышать” и т.д.
Когда вы хотите сообщить партнеру о Вашем эмоциональном состоянии, которое возникло в процессе общения, или связано с каким-либо действиями собеседника, лучше всего использовать технику “Я-послания”. Я-послание - это способ без угроз и оценок дать понять собеседнику, что Вы чувствуете и чего хотите.
Структура Я-послания:
1. “Когда...” (следует описание конкретной ситуации, или поведения партнера)
2. “Я чувствую...” (описание своих чувств в данной ситуации. Это дает важную для взаимоотношений информацию. Когда информация о потребностях каждого человека известна обоим, часто недоразумения разъясняются)
3. «Потому что…» (Объяснение чувств или последствия проблемного поведения. Это передает, почему для Вас важно, чтобы поведение изменилось; помогает другому человеку лучше понять Вас и что именно для Вас важно)
Примеры позитивного и негативного «Я»-послания
Негативное: «Мне очень обидно, когда ты обещаешь позвонить и не звонишь, потому что я начинаю думать, что наши взаимоотношения не важны для тебя».
Позитивное: «Мне по-настоящему нравится то, как ты смотришь на меня, потому что я начинаю себя чувствовать непохожей на других».
Два необходимых условия для формулирования Я-послания:
искренность высказываемого переживания;
конкретность обозначения ситуации, в которой это переживание возникло.
Я-послания могут дать другому человеку важную информацию о Вас и требуют открытости и чувства собственной ценности.
Я-послания способствуют появлению обмена позитивными ожиданиями и доверием.
Они передают веру в то, что люди захотят что-либо сделать с ситуацией, если у них появится информация, необходимая для лучшего взаимопонимания. По этой причине Я-послания чаще всего наблюдаются при открытых, здоровых взаимоотношениях.
Противоположностью Я-послания является Ты-послание.
Это, как правило, агрессивный ответ («Ты меня раздражаешь», «Ты ничего не понимаешь»).
Ты-послание используется для переключения внимания на другого человека, перекладывания на него ответственности за данную ситуацию или чувства.
С помощью Ты-посланий мы обвиняем других за то, что мы испытываем, вместо того, чтобы признать собственную ответственность и контроль над ситуацией. Ты-послание, кроме того, эффективно обходит информацию о нас самих, в то же время делая много сообщений о другом человеке. Ты-послания обычно вызывают в другом человеке чувство самозащиты или вины и, как следствие, - агрессию по отношению к Вам. Они, как правило, либо кладут конец обмену мыслями и чувствами, либо дают начало негативным, обвиняющим нападкам.
Сообщение о восприятии чувств партнера
Вы сообщаете партнеру, как Вы воспринимаете его состояние в данный момент, например: “Мне кажется, Вас это очень огорчает”, “Вас что-то смущает?” и т.п.
Когда Вы хотите сообщить партнеру свое мнение о том эмоциональном состоянии, которое возникло в процессе общения, лучше всего использовать технику эмпатического высказывания.
Эмпатическое высказывание
Структура эмпатического высказывания позволяет говорящему выразить то, как он понимает чувства, переживаемые другим человеком, в форме безоценочной обратной связи, т. е. без использования оборотов, содержащих речевые акты оценки или давления (подбадривания, осуждения, требования, совета, снижения значимости проблемы и т. п.).
При этом используются фразы, допускающие коррекцию сказанного (типа «Если я не ошибаюсь», «Возможно», «Вероятно», «Это так?» и т. п.).
Структура эмпатического высказывания может содержать следующие блоки:
Что другой человек:
Наблюдает «Когда ты видишь (слышишь)…»
Чувствует «Ты, наверное, чувствуешь…?»
В чем нуждается «Потому что для тебя важно…?»
Пример: «Мне показалось, что когда ты пришел к другу и увидел, что он не один, ты был раздосадован, так как тебе очень нужно было выговориться».
Многие путают эмпатическое высказывание с проявлением сочувствия, но на самом деле это совершенно различные вещи.
По существу, сочувствие ставит говорящего на первое место, выражая в словах его реакции и чувства по поводу положения собеседника. Эмпатические высказывания начинаются словом "Вы": "Вы, наверное, сейчас чувствуете…". Сочувственные высказывания начинаются с "я" или "мне" и отражают точку зрения говорящего. Например, вы можете попытаться утешить кого-то, кто страдает от потери близкого, говоря "Мне было грустно услышать об этом» или "Мои соболезнования Вам и Вашей семье".