Поскольку потребность в разведчиках оставалась острой, в августе 1941 г. главный конструктор Яковлев дал задание на заводе № 301 построить на базе Як-7УТИ два опытных разведывательных самолета Як-7Р с аэрофотоаппаратами АФА-Им и радиостанцией РСИ-4.
Самолеты получили металлизацию и экранировку, установили предкрылки, бронеспинку и спецстекла. Оставили пушку ШВАК с боезапасом 120 снарядов.
Машины успешно прошли государственные испытания в НИИ специальных служб ВВС в сентябре 1941 г., но в серию самолет не пошел, вместо него строили одноместный истребитель Як-7.
Фотоаппарат АФА-ИМ был предназачен для разведки с высот от 300 - 400 м до 3 000 м. Образец фотооборудования сделал завод № 82 в сентябре 1943 г. по тактико-техническим требованиям НИИ спецслужб. Фотоаппарат массой 10 кг смещал центровку немного назад и увеличивал противокапотажный угол на несколько десятых градуса.
Фотоаппарат ставили у правого борта во второй кабине самолета, пусковую кнопку вывели на ручку управления самолета. Для прохода световых лучей в фотоаппарат перед его объективом вырезали фотолюк.
Эталон для серии Як-7Б № 14-10 завода № 82 проходил полигонные испытания в НИИ спецслужб в октябре 1943 г.
На серийных Як-7Б предусмотрели места для крепления фотоаппарата, т. е. дооборудовать самолет можно было в полевых условиях. Всего выпустили 350 самолетов Як-7Б с фотооборудованием под фотоаппарат АФА-ИМ на заводах № 153 и № 82.
Разведчик с мотором М-105ПА мощностью 1 050 л. с. развивал максимальную скорость у земли 500 км/ч, на высоте 570 км/ч. Практическая дальность 1 100 м. Скороподъемность 1 064 м/мин. Практический потолок 10 000 м.
Спасибо за прочтение.
Источник. Уголок неба.