Трактор Fordson – чистокровный американец, гены его предков живут в наших отечественных тракторах. По нему можно представить технику, которая выпускалась в СССР до Великой Отечественной войны.
Fordson model N 1938 года – классика американского тракторостроения, да и отечественного тоже. Смысл заложенный стариком Фордом в конструкцию жив и по сей день.
Все привыкли называть их Фордзон, но правильнее будет в Фордсон, то есть Генри Форд и сын. Это было отдельное предприятие Форда с сыном, так как акционеры не хотели производить трактора. Форд построил себе завод и уже в 1917 году первый трактор выкатился из ворот.
Генри Форд пошел по своему классическому пути. Он стал выпускать простой и надежный, а главное недорогой трактор. У трактора нет рамы, эту идею Форд запатентовал. Двигатель, коробка, задний мост единое целое – это удешевляло конструкцию, а главное делала трактор легче.
Мотор от Ford T «Жестянки Лизи», что дает доступные запчасти самые, учитывая сколько было выпущено Фордов. Более поздняя модель N при внешней схожести имеет несколько отличий от отца-основателя. При том же объёме около 3 литров мощность уже 27 лошадок против 22. Появилась помпа охлаждения и в паре с радиатором охлаждения позволяла трактору не перегреваться на малом ходу при жаре в поле.
А так это все тот же четырехцилиндровый, рядный, нижнеклапанный старикан, от которого ведут родословную все наши ГАЗовские моторы. Он настолько примитивен и неприхотлив, что может работать на бензине, керосине и даже на спирту. Ему главное завестись, а дальше пока не заклинит.
Вернемся к конструкции. Трактор весит 2 тонны. Задние колеса 14-тиспицевые, передние чугунные, позднее стали устанавливать привычные резиновые баллоны.
Сбоку видна заглушка для вала отбора мощности, но это дополнительная опция. Тут вообще много всяких дополнительных опций. Хотите, поставьте себе стартер, аккумулятор, крылья, резиновые колеса, фары, но за дополнительные деньги. Старик Форд знал, как их зарабатывать.
Бак сверху, а точнее их 2. В одном бензин, чтобы запускать двигатель, в другом керосин, газолин или спирт, чтобы ехать. Топливо поступает самотеком в карбюратор, а оттуда во впускной коллектор.
Передний литой из чугуна элемент, в который вмонтирован радиатор, выполняет функцию силового каркаса. Передний мост, также литой, прикреплен к нему в единственной точке стальным пальцем. Все примитивно.
Сидение установлено на переднюю рессору от Ford T и регулируется через дырочки в ней. Скорости три, на ходу переключать их нельзя. Какую включаешь, на той и едешь. Скорость на третьей приблизительно 10 км/ч.
Трактор на заводе из 4000 детали собирали за 20 ч 40 мин и ни минутой больше. В 1925 году первые Fordson стали пахать русскую землю, а всего советское правительство закупило более 20 тысяч тракторов. С этого же года их стали собирать на «Красном Путиловце» в Ленинграде.
Если оценивать трактор в целом, он был не лучшим в своем классе. Было очень много поломок и нареканий. Даже в Америке Форд проиграл борьбу с Джон Диром. Фордзон изнашивался достаточно быстро. Еще одно не понятное современному человеку решение спрятано в редукторе заднего моста. Вместо скошенных шестерней тут огромный червяк, как мясорубке.
Обод задних колес перфорирован, на них устанавливались грунтозацепы. Эксплуатация без крыльев, но с грунтозацепами не рекомендовалась, потому что тракториста очень легко могло намотать на колеса.
Форд смог добиться самого главного – обладание трактором было выгоднее, чем обладание лошадью. Он старался удешевить конструкцию, но пал жертвой поговорки – дешево не всегда хорошо. Форд просто не успел перестроиться за потребителем. Он и в СССР проиграл тракторную битву компании International , зато построил ГАЗ.
Если статья для Вас оказалась интересной, полезной или просто помогла скоротать время ставьте лайки, оставляйте комментарии, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал.