С тех пор как Boeing в 1997 году приобрел McDonnell-Douglas, Boeing и Airbus создали доминирующую в отрасли дуополию. Более мелкие производители поняли, что бороться с этим трудно, особенно в отношении широкофюзеляжных самолетов. Тем не менее, совместная китайско-российская компания CRAIC в ближайшее десятилетие намерена составить конкуренцию гигантам, предложив свой CR929
Кто участвует?
CRAIC – это аббревиатура China-Russia Commercial Aircraft International Corporation - «Китайско-российская международная корпорация коммерческих самолетов». COMAC - Commercial Aircraft Corporation of China - представляет китайскую часть проекта. Он недавно вышел на рынок и стал широко признан благодаря своему региональному самолету ARJ21. В 2020 году этот самолет получил рекордные заказы.
Кроме того, COMAC разрабатывает узкофюзеляжный лайнер средней дальности, известный как C919. С этим проектом он в ближайшее время выходит на рынок, на котором сейчас доминируют семейства Boeing 737 и Airbus A320. Пока у самолета есть значительные заказы только от китайских перевозчиков. Несмотря на это, руководитель Airbus заявил, что серьезно относится к конкуренции со стороны C919. COMAC планирует начать регулярные полеты C919 в конце этого года в авиакомпании OTT Airlines .
OTT Airlines - One Two Three Airlines - дочерняя авиакомпания China Eastern Airlines, начала работу в феврале 2020 года, штаб-квартира в Шанхае.
ОАК - Российская объединенная авиастроительная корпорация - является второй половиной этого совместного проекта. ОАК была образована в 2006 году, в ее состав входят известных российские авиационные производители «Ильюшин», «Сухой» и «Туполев».
«Иркут» также входит в состав ОАК и известен разработкой узкофюзеляжного МС-21. Как и COMAC C919, этот самолет также будет бороться за место на рынке ближне- и среднемагистральных маршрутов, где, как мы уже упоминали, доминируют В737и A320. Аэрофлот планирует начать полеты на МС-21 в конце этого 2021 года, спустя девять лет после первоначального планированного запуска.
История CR929
COMAC задумал производства этого самолета еще в 2011 году. В то время была идея построить два варианта самолета для дальних перевозок - C929 на 290 мест и C939 – на 390.
Россия также в те годы рассматривала вопрос создания преемника своему четырехмоторному Ил-96. Убедившись, что место в рынке для такого самолета есть, в 2012 году китайские и российские авиапроизводители создали совместное предприятие.
Целью партнерства была разработка в течение ближайших 5-7 лет широкофюзеляжного авиалайнера и налаживание серийного (сотни самолетов) производства. Проект оценивался в $10 миллиардов. В 2015 году стороны договорились построить прототип в 2021 году, а поставки начать в 2024 году.
Предприятие получило название CRAIC. На данный момент партнеры скорректировали график работ и теперь первый полет и поставки должны состояться в 2025–2028 годы. Производители ожидают, что CR929 окажется дешевле в эксплуатации примерно на 10-15%, чем конкуренты Airbus и Boeing. CRAIC намерена занять примерно 10% рынка широкофюзеляжных самолетов.
Технические характеристики и варианты CR 929
CRAIC планирует создать три модификации самолета. Основной будет CR929-600. Он будет вмещать до 280 пассажиров в трех классах и иметь дальность полета 12 тысяч километров.
В двухклассной компоновке вместимость CR 929-600 увеличится до 291 человека, а с экономичным салоном во всем самолете количество пассажиров достигнет 405.
CR 929-600 будет развивать крейсерскую скорость 908 км/ч. Длина составит 63,76 м, размах крыльев - 63,86, высота до верха хвоста - 17,9 м.
Двумя другими модификациями будут CR929-500, ее COMAC называет «младшей версией». И CR929-700 с удлиненным фюзеляжем, названная "старшей версией".
А как же конкуренты Boeing и Airbus
С тремя модификациями CR929 можно сравнить три версии Boeing 787 «Dreamliner», которые также различаются размерами. Это:
- В787-8 - длина 56,72 м, вместимость - 242 места в двух классах и 359 - в одном;
- В787-9 - длина 62,81 м, двухклассная компоновка - 290 мест, одноклассная – 406;
- 787-10 - длина 68,28 м, двухклассная компоновка - 330 мест, одноклассная - 440.
Все модификации В787 имеют размах крыльев 60,12 м. Что касается высоты самолета, то все они меньше CR929. Модификации В787-9 и В787-10 имеют высоту 17,02 м, меньшая В787-8 - 16,92 м.
Сравнив технические характеристики, можно увидеть, что В787-9 очень похож на CR929-600 по размерам и пассажировместимости. Однако В787-9 имеет запас хода до 14,1 тысячи километров, что существенно больше, чем у китайско-российского конкурента. Сомнительно, что CR929 может составить серьезную конкуренцию В787.
Что касается европейского производителя, больше всего по размеру и вместимости CR929 похож на Airbus A330-900. Однако и он имеет большую дальность, чем CRAIC. В широко распространенной трехклассной компоновке самолет вмещает 260-300 пассажиров и может пролететь до 13,3 тысяч километров. Учитывая это, трудно представить, что может убедить покупателей выбрать CR929.
Что дальше
Как сообщало наше издание в январе, производство CR929 должно начаться в конце 2021 года. И это несмотря на то, что в октябре 2020 года проект столкнулся с рядом трудностей, которые возникли из-за разногласий по поводу определения поставщиков.
Тем не менее, производство самолета должно начаться в текущем году, и CRAIC может, наконец, рассчитывать на реальное воплощение в жизнь своего детища.
Будет ли это вызовом A330neo и В787 – покажет время.
Источник: Simple Flying
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу
Читайте еще на канале