Что такое профессиональное выгорание
В некоторых видах деятельности, особенно там, где много межличностного общения и эмоциональной вовлеченности, работники могут испытывать не только физическое, но и нервное истощение. Такое состояние называют профессиональным выгоранием. В психологии это понятие появилось сравнительно недавно — в 1974 году его ввел американский психиатр Герберт Фрейденбергер.
Психологи рассматривают профессиональное выгорание как профессиональную деформацию личности. Это обширный комплекс неприятных переживаний о работе, коллективе, компании и вообще всего окружения.
Чаще всего такое происходит с теми, чья работа связана с:
- повышенной ответственностью;
- регулярным общением со многими людьми;
- высоким нервным или психологическим напряжением;
- эмоциональным сопереживанием.
В группе особого риска по профессиональному выгоранию:
- педагоги;
- социальные работники;
- медики;
- психологи;
- менеджеры по обслуживанию клиентов;
- руководители;
- авиадиспетчеры.
Как видим, профессиональному выгоранию в большей мере подвержены представители профессий типа «человек-человек», но от неприятных проявлений не застрахованы и те, кто трудится в уединении, особенно монотонно. Вот почему специалистам по работе с персоналом надо понимать предпосылки, уметь вовремя распознать профессиональное выгорание — это поможет поддерживать хорошую работоспособность в коллективе и у себя лично.
Стадии профессионального выгорания
Профвыгорание не «рубит» внезапно — все начинается с едва заметных проявлений и постепенно набирает силу, подобно снежному кому. Различают несколько стадий, на каждой из которых у профессионального выгорания свои особенности: проблемы и эмоциональные состояния.
Первая стадия. Напряжение
Вторая стадия. Сопротивление
Третья стадия. Истощение
Особенность
Можно спутать с переутомлением.
Человек переходит в «режим экономии энергии». Кажется, что он саботирует работу.
Состояние сравнимо с глубокой депрессией.
Проблемы в работе
Мелкие ошибки возникают чаще обычного. Клиенты и коллеги раздражают сильнее, чем раньше.
Нарастают недоразумения с коллегами: сотрудник цинично о них говорит, может зло высмеивать. То же самое в общении с клиентами.
Сотрудник действует «на автомате», мало заботясь о конечном результате. Из-за безразличия часто подводит клиентов, коллег.
Эмоциональное состояние
Повышается тревожность. Все эмоции, чувства немного притупляются. Работа не в радость, возникает неудовлетворенность собой и коллегами. Человеку хочется быть «в домике».
Сотрудник переживает эмоциональную дезориентацию: чувствует неладное, но не в полной мере осознает проблему. Будучи не в состоянии восстановить работоспособность, испытывает чувство вины.
Человек проявляет равнодушие не только к работе, но и к своей жизни. Могут проявиться психосоматические проблемы.
Если на первой стадии профессионального выгорания отдых и изменение мотивации могут дать достаточно быстрый результат, то для выхода из третьей стадии потребуется немало времени, психологическая помощь или даже медикаментозное лечение.
Люди, пережившие глубокое эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию, вспоминают, что не могли вернуться к привычному рабочему ритму много месяцев, а иногда несколько лет. Чем раньше работнику или его коллегам удастся заметить признаки, тем проще и быстрее получится нормализовать состояние.
Как заставить сотрудников работать. Способы законные и не совсем>>>
Аспекты профессионального выгорания
Ухудшение работоспособности — очевидное, но далеко не единственное проявление. Синдром «бьет» комплексно, затрагивая как эмоциональное, так и физическое состояние человека. Вот в каких аспектах рассматривают профессиональное выгорание психологи:
Падение самооценки. Выгорая, работник легче пасует перед трудностями. Он ощущает себя недостаточно эффективным, беспомощным. Это усиливает неуверенность в себе, со временем перерастает в отчаяние.
Одиночество. Выгорающие сотрудники плохо ладят с окружающими, будь то клиенты, коллеги, друзья или родные. Любые отношения утрачивают душевность, превращаются в объектные. Человек становится одиноким, хоть и окружен людьми.
Соматизация. Помимо сбоев в профессиональной деятельности, синдром выгорания вызывает изменения и на физическом уровне. Длительная апатия, опустошение, «самоедство» могут вылиться в головные боли, перебои давления, гастриты или даже более серьезные болезни.
Симптомы профессионального выгорания — как заметить вовремя у себя или коллег
Симптоматика обширна и разнообразна. Отклонения проявляются на нескольких уровнях: социально-психологическом, поведенческом, психофизическом. В коллективе проще всего заметить поведенческие симптомы профессионального выгорания, но и остальные имеют значение — они помогут вам уточнить «диагноз».
Поведенческие
Социально-психологические
Психофизические
Ошибки в работе, которая раньше давалась легко.
Утрата инициативности и трудового энтузиазма.
Срыв дедлайнов, прокрастинация.
Саботирование принятия решений.
Трата времени на мелкие или маловажные операции, когда простаивает большая задача.
Участившиеся перекуры, злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами.
Подавленность, безразличие, скука.
Повышенная тревожность, раздражительность.
Агрессивность, язвительность.
Резкие перепады настроения.
Гиперответственность и страх перед будущим.
Чувство вины, стыд.
Неверие в свои силы и перспективы компании.
Упадок сил, истощение.
Хроническая усталость.
Притупленные эмоциональные реакции на яркие события.
Головные боли, сбои в работе ЖКТ.
Нарушения сна.
Потеря веса или, наоборот, его необъяснимый набор.
Ухудшение телесных ощущений (тактильных, вкусовых, обонятельных).
Иногда в коллективах невнимательно, а то и негативно относятся к признакам профессионального выгорания. Особенно на первых стадиях, когда не все очевидно. «Возьми себя в руки» и «Соберись, тряпка» сработают, если у работника просто приступ разгильдяйства. Но при профвыгорании, такой подход все ухудшит. Вот почему крайне важно изучить общее состояние сотрудника.
Каковы причины профессионального выгорания
В основе профвыгорания — не просто комплекс, а настоящий запутанный клубок предпосылок. Чрезмерное рвение в работе здесь замешано на гиперответственности, моральном напряжении и низкой стрессоустойчивости.
Однозначно ответить на вопрос, каковы условия и факторы профессионального выгорания, бывает сложно, ведь возможных причин множество. Условно их можно разбить на две категории.
Внешние факторы:
- постоянно высокий уровень ответственности или стресса;
- чрезмерная увлеченность работой;
- зацикленность на карьере или заработке;
- отказ от отдыха ради рабочих достижений;
- недовольство результатами своего труда;
- интенсивное межличностное общение;
- отсутствие должного морального и финансового вознаграждения за труд.
Психоэмоциональная предрасположенность к профессиональному выгоранию:
- повышенная эмпатия;
- эмоциональная восприимчивость;
- гиперответственность;
- плохая стрессоустойчивость;
- недостаток уверенности в себе;
- низкая самооценка.
Если попытаться составить обобщенный портрет склонного к профвыгоранию сотрудника, может получиться несколько вариантов.
Портрет №1: Достигатор. Это увлеченный своей работой человек, который ради достижения результата может отказаться от отдыха. Его приоритеты — карьера и заработок. Он делает ставку на успех, поэтому неудачи сильно его подкашивают. Может «идти по головам». Такой типаж можно встретить среди предпринимателей и руководителей.
Портрет №2: Наставник или спасатель. Специалист, чьи функции заключаются в оказании помощи другим. Ему приходится много общаться с самыми разными людьми и зачастую «переваривать» их беды. Из-за высокой нагрузки на психику в качестве защитной реакции может выработаться черствость, которая перерастает в апатию. Так проходят стадии профессионального выгорания педагоги, психологи, врачи.
Портрет №3. Жертва комплексов. Это работник с низкой самооценкой. Он не верит в себя, очень боится совершить ошибку. Из-за этого ему трудно проявлять инициативу и принимать решения. Успех он воспринимает как случайность, а неудачи — как закономерность. После каждого провала становится еще более неуверенным, не может сам выйти из этого замкнутого круга.
Диагностика профессионального выгорания
Лучше разработать несколько анкет и опрашивать поэтапно. Короткие опросники не раздражают, не очень отвлекают от работы, поэтому работники будут отвечать охотнее и искреннее.
Самый простой тест на профессиональное выгорание — реакция на отдых. Если сотрудник был истощен, раздражителен, много ошибался и мечтал об отпуске, а отдохнув, вернулся полным сил, значит, дело было в обычной усталости. Выгоревшие работники не радуются предстоящему отпуску и возвращаются изможденными, словно и не отдыхали.
Каковы последствия профессионального выгорания
Последствия бьют как по самому выгоревшему, так и по компании. Помимо прочего, такой работник подобен мине замедленного действия: он выпадает из команды, делая неустойчивой всю корпоративную структуру.
Для работника:
- временная потеря трудоспособности;
- ошибки, за некоторые из которых он вынужден платить;
- утрата жизненных ориентиров;
- потеря конструктивной коммуникации с командой.
Для компании:
- невозможность доверить работнику серьезные задачи;
- необходимость поиска другого исполнителя;
- возможные конфликты с клиентами и партнерами;
- разрушение внутрикомандных связей, ухудшение командного духа.
Выгоревший сотрудник — проблема для работодателя: он может подвести в ответственный момент, а в случае увольнения ему надо искать замену. Вот почему предупреждение профессионального выгорания педагогов, врачей, менеджеров и других специалистов должно входить в список обязательных задач эксперта по кадрам.
Что же делать? Как бороться с профессиональным выгоранием
Здесь как и в медицине — предупредить легче, чем устранить. Поэтому уделяйте достаточное внимание мониторингу психологического состояния своего персонала. Вот какие способы профилактики профессионального выгорания рекомендуют эксперты:
Следите за соблюдением режима труда и отдыха. Есть сотрудники, которые часто засиживаются сверхурочно или берут работу на дом? Присмотритесь: возможно, им нужна беседа и отдых. Кто-то не хочет идти в отпуск, потому что «нет смысла и деньги нужны»? Отправляйте согласно графику, вы имеете на это право.
Обеспечьте мотивацию. Материальная важна, но надо помнить и о моральной. Признание успехов, благодарности дают сотрудникам крайне необходимое чувство собственной значимости.
Гарантируйте определенность. Если у компании сложные времена или впереди аврал, лучше говорить об этом прямо. Если работники будут заранее знать, что некоторое время придется работать более интенсивно, это не так ударит по их психике, как в случае, когда «наваливается» неизвестно откуда и как надолго.
Сделайте памятки или рассылку в корпоративной сети с советами психолога о том, как преодолеть профессиональное выгорание. Это даст работникам понимание, что в вашей компании профвыгорание рассматривается не как слабость, а как временная неприятность, которую можно преодолеть. Так они будут чувствовать себя уверенней и, следовательно, будут меньше выгорать.
На даже идеальные профилактические меры не гарантируют успех на 100%. Если кто-то в коллективе все же столкнется с профессиональным выгоранием, не спешите его увольнять. Обсудите причины, возможно, помогут следующие меры:
- внеплановый отпуск;
- консультации психолога;
- смена задач;
- уменьшение ответственности;
- перевод на другую должность или в другую команду;
- изменение рабочего режима;
- увеличение зарплаты.
Данную полную статью вы можете найти на портале для специалистов по кадрам от журнала "Справочник кадровика", также скачать нужные образцы документов.
Хотите первыми знать самые важные изменения в кадровой сфере?
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал "Pro-personal.ru" .