Еще свежи в памяти события, как успешные совхозы с большим количеством всевозможной техники без государственной поддержки быстро обанкротились, распродали за долги банкам трактора, комбайны, автомобили, а то, что осталось, поделили на паи между бывшими работниками совхоза. Какой справедливой была эта дележка, знают все.
Кто поближе к конторе, к начальству успели оформить на себя небольшие трактора Т-16, Т-25, Т-40, пасеки так же разошлись куму, свату, брату. Остальным пришлось довольствоваться остатками зерна из складов, кто то соглашался брать производственные помещения на разбор, стройматериалы. В результате чего, на месте ферм, зерноскладов, гаражей остались только развалины битого кирпича.
Как в таких условиях умудрился мой друг приобрести почти новый трактор Т-150, это отдельная история. В общих чертах, это произошло так. Перед самым развалом совхоза , мой друг получил новый трактор Т-150, до этого он работал на МТЗ-80 и зарекомендовал себя трудолюбивым , ответственным механизатором. На новом Т-150 он успел отработать три года, когда появились первые признаки кризиса сельского хозяйства, тесть посоветовал ему поставить трактор на ремонт, все равно зарплаты задерживали, работы для тракторов не было, начались перебои с ГСМ, поля перестали засевать в полном объеме.
Бригадир не возражал, чтобы друг подремонтировал свой трактор, так как работы не было, только посоветовал разбирать технику дома, а то сейчас с запчастями напряженка и в МТМ он неизвестно, сколько простоит, да и растащить разобранный трактор могут. Друг так и поступил, перегнал трактор домой, снял кабину, двигатель и пару колес. В общем, привел трактор в нетоварный вид, а в совхозе уже появились кредиторы, которые финансировали организацию под залог техники.
Когда началась дележка паев, трактор Т-150 не заинтересовавший кредиторов своим разобранным видом, так и остался в ограде у друга. Насчитали другу задолженность по зарплате и сумму паев вместе с его тестем, то по взаимной договоренности в счет погашения совхозной задолженности , трактор оставили семье друга.
Собрав трактор под самодельный кран-балкой и оформив на него документы, друг первое время использовал его для перевозки металлолома, который руководство совхоза добывало , изрезав неисправные комбайны, жатки, сортировочные машины с зерносклада и другое сельхозоборудование.
Работал не за деньги, а по бартеру. За вывозку металла организация отдавала ему в личное пользование плуг, лопату-отвал, самосвальную девятитонную телегу и одноосный прицеп – бочку НЖ. Конечно, с таким инвентарем немного заработаешь в деревне, все- таки трактор большой, пахать огороды не заедешь, да и сена не накосишь. Так что первое время на «вольных хлебах» перебивался редкими вывозками дров и выкачкой септиков.
Даже подумывал продать или обменять трактор на более подходящий для личного хозяйства Т-40 или МТЗ-80. Но приехавший в гости брат жены, натолкнул его на дельную мысль. Он купил участок в новом садовом товариществе и там многим нужен перегной для удобрения земли, а так как ко многим строящимся домам подвели воду, а значит, нужно септики выкачивать, тем более, что и расстояние всего 50 км.
Договорившись с частником, у которого был МТЗ-80 с погрузочным КУНом, он загрузился на бывшей ферме перегноем и сделал первый пробный рейс. Перегной оказался ходовым товаром, заказчиков пришлось записывать, люди стали обращаться и по поводу планировки участка под строительство, цены за услуги он не загибал и поэтому был постоянно востребован. Тем не менее, он хорошо поправил свое финансовое положение.
Доработав до пенсии, он продал свой Т-150 в ТСЖ, а сам остался в деревне. Без техники не мог и купил себе универсальный мотоблок, к которому сделал разные почвообрабатывающие орудия и теперь весь труд в огороде механизирован.