Найти тему
Андрей Мятиев

Обзор редкого гоночного латвийского велосипеда Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея.

Закончена реставрация интересного экспоната из коллекции Веломузея – гоночного велосипеда рижской фабрики Omega, изготовленного в 1928 году. Модель Omega Roadster предназначена для дорожных гонок.

Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипед имеет фиксированную передачу и дюймовую трансмиссию. С обеих сторон задней ступицы закреплены звезды с различным количеством зубьев и колесо можно переставлять одной или другой стороной, чтобы получить нужное передаточное отношение в зависимости от условий гонки – и никаких переключателей! ;-)

Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипед имеет очень своеобразную конструкцию каретки, во многом опередившую свое время. Каретка полностью вынимается из кареточного узла рамы, для чего достаточно открутить фиксирующие болты – это техническое решение очень похоже на современные каретки-«капсулы», разве что крепление иное. В остальном машина вполне классическая для своего времени.

Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гоночный велосипед Omega Roadster 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипеды латвийских фабрик были достаточно распространены в СССР и вот почему: в 1928-32 годах по указу советского правительства в Латвии был размещен большой заказ на велосипеды различных типов. Поставщиками были крупнейшие латвийские фабрики: G. Erenpreis, Omega, P. Ozolnieks и Latvello. Советским торгпредством закуплены готовые велосипеды и выдан заказ на производство значительных партий специально для СССР. Спортивные велосипеды через Высший Совет Физической Культуры (ВСФК) индивидуально выдавались сильнейшим гонщикам страны, а дорожные модели продавались через торговую сеть и шли для обеспечения так называемых «Велосипедных обязательств» - целевых (авансовых) займов, на средства от которых строились и реконструировались велосипедные заводы в Пензе, Москве и Харькове. Сроки реализации займов подходили к концу, а мощностей советских заводов не хватало для обеспечения владельцев этих ценных бумаг велосипедами, поэтому пришлось покрывать нехватку веломашинами латвийского производства. Впрочем, получившие их не роптали – велосипеды из Латвии славились прекрасным качеством и нарядной отделкой.

Рекламный каталог велосипедов Omega 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный каталог велосипедов Omega 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный каталог велосипедов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный каталог велосипедов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Примечательно, что велосипеды Omega, поставляемые в СССР, сильно отличались по комплектации и конструкции от тех моделей, что шли на внутренний рынок Латвии и описания которых публиковались в официальных каталогах фабрики. Связано это было с тем, что заказ был весьма значителен и производство фабрики Omega не справлялось с ним; поэтому часть комплектующих закупили в Германии и адаптировали конструкцию под них.

Описание модели Omega Roadster из рекламного каталога велосипедов Omega 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Описание модели Omega Roadster из рекламного каталога велосипедов Omega 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В результате модели Omega, встречающиеся в наше время на территории России, приходится комплектовать не по каталогам фирмы, а по имеющимся сохраненным образцам. В частности, велосипедов, аналогичных представленному в коллекции Веломузея, известно еще 3 экземпляра. От «каталожной» модели Omega Roadster их отличает крепление заднего колеса, конструкция каретки (она описана выше), шатуны с ведущей звездой, педали и колеса. Судя по историческим фотографиям, бережно сохраняемым в архиве Веломузея, велосипеды G. Erenpreis и Omega были самыми распространенными среди советских гонщиков в первой половине 1930-х годов и на них выступали сильнейшие спортсмены СССР.

Благодарю за консультацию главного специалиста по велопромышленности Латвии Яниса Серегинса! Реставрацию велосипеда блестяще провел Егор Тишин - выражаю ему огромную благодарность!

Здесь можно увидеть обзоры некоторых латвийских велосипедов из коллекции Веломузея:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Известный московский велогонщик 1920-30-х годов  Иван Беляков со своим велосипедом Omega. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Известный московский велогонщик 1920-30-х годов Иван Беляков со своим велосипедом Omega. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Авто
5,66 млн интересуются