Закончена реставрация интересного экспоната из коллекции Веломузея – гоночного велосипеда рижской фабрики Omega, изготовленного в 1928 году. Модель Omega Roadster предназначена для дорожных гонок.
Велосипед имеет фиксированную передачу и дюймовую трансмиссию. С обеих сторон задней ступицы закреплены звезды с различным количеством зубьев и колесо можно переставлять одной или другой стороной, чтобы получить нужное передаточное отношение в зависимости от условий гонки – и никаких переключателей! ;-)
Велосипед имеет очень своеобразную конструкцию каретки, во многом опередившую свое время. Каретка полностью вынимается из кареточного узла рамы, для чего достаточно открутить фиксирующие болты – это техническое решение очень похоже на современные каретки-«капсулы», разве что крепление иное. В остальном машина вполне классическая для своего времени.
Велосипеды латвийских фабрик были достаточно распространены в СССР и вот почему: в 1928-32 годах по указу советского правительства в Латвии был размещен большой заказ на велосипеды различных типов. Поставщиками были крупнейшие латвийские фабрики: G. Erenpreis, Omega, P. Ozolnieks и Latvello. Советским торгпредством закуплены готовые велосипеды и выдан заказ на производство значительных партий специально для СССР. Спортивные велосипеды через Высший Совет Физической Культуры (ВСФК) индивидуально выдавались сильнейшим гонщикам страны, а дорожные модели продавались через торговую сеть и шли для обеспечения так называемых «Велосипедных обязательств» - целевых (авансовых) займов, на средства от которых строились и реконструировались велосипедные заводы в Пензе, Москве и Харькове. Сроки реализации займов подходили к концу, а мощностей советских заводов не хватало для обеспечения владельцев этих ценных бумаг велосипедами, поэтому пришлось покрывать нехватку веломашинами латвийского производства. Впрочем, получившие их не роптали – велосипеды из Латвии славились прекрасным качеством и нарядной отделкой.
Примечательно, что велосипеды Omega, поставляемые в СССР, сильно отличались по комплектации и конструкции от тех моделей, что шли на внутренний рынок Латвии и описания которых публиковались в официальных каталогах фабрики. Связано это было с тем, что заказ был весьма значителен и производство фабрики Omega не справлялось с ним; поэтому часть комплектующих закупили в Германии и адаптировали конструкцию под них.
В результате модели Omega, встречающиеся в наше время на территории России, приходится комплектовать не по каталогам фирмы, а по имеющимся сохраненным образцам. В частности, велосипедов, аналогичных представленному в коллекции Веломузея, известно еще 3 экземпляра. От «каталожной» модели Omega Roadster их отличает крепление заднего колеса, конструкция каретки (она описана выше), шатуны с ведущей звездой, педали и колеса. Судя по историческим фотографиям, бережно сохраняемым в архиве Веломузея, велосипеды G. Erenpreis и Omega были самыми распространенными среди советских гонщиков в первой половине 1930-х годов и на них выступали сильнейшие спортсмены СССР.
Благодарю за консультацию главного специалиста по велопромышленности Латвии Яниса Серегинса! Реставрацию велосипеда блестяще провел Егор Тишин - выражаю ему огромную благодарность!
Здесь можно увидеть обзоры некоторых латвийских велосипедов из коллекции Веломузея: