Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Обзор редчайшего гоночного велосипеда рижской фабрики G. Erenpreis, изготовленного в 1929 году - из коллекции Веломузея.

В результате многолетних поисков, поисковых и реставрационных удач в коллекции Веломузея собралось три (!) практически идентичных гоночных велосипеда некогда известной латвийской фабрики Густава Эренпрейса (G. Erenpreis)! Велосипеды построены в 1927-29 годах и принадлежали трем сильнейшим советским гонщикам - москвичу Вениамину Батаену, ленинградцу Эдуарду Черношварцу и туляку Дмитрию Соловьеву - все они были многократными Чемпионами и Рекордсменами СССР, победителями международных соревнований. Представленный велосипед первоначально принадлежал Вениамину Батаену.

Велосипед G. Erenpreis 1929 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед G. Erenpreis 1929 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед G. Erenpreis 1929 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед G. Erenpreis 1929 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Он получил его, будучи перспективным велогонщиком спортобщества "Спартак" в начале 1930-х годов, когда Вениамин Леонтьевич переехал в Ленинград из Иркутска.

Вениамин Батаен на велосипеде G. Erenpreis на трассе велогонки по Садовому Кольцу 1935 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Вениамин Батаен на велосипеде G. Erenpreis на трассе велогонки по Садовому Кольцу 1935 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Вениамин Батаен с велосипедом G. Erenpreis на Тульском велотреке. 1930-е гг. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Вениамин Батаен с велосипедом G. Erenpreis на Тульском велотреке. 1930-е гг. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Вениамин Батаен с велосипедом G. Erenpreis. 1930-е гг. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Вениамин Батаен с велосипедом G. Erenpreis. 1930-е гг. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

На этом велосипеде он ездил до конца 1930-х годов, а потом передал его одному из московских спортсменов-любителей. Тот его редко использовал - берёг, а после гибели владельца на фронте более 60 лет машина пролежала в разобранном виде на антресолях московской квартиры. Некоторые мелкие части были утеряны. Велосипед был приобретен для коллекции Веломузея в начале 2010-х, доукомплектован оригинальными частями и приведен в порядок. В своё время эта модель считалась одной из лучших, недаром Высший Совет Физической Культуры при Совете Народных Комиссаров СССР (ВСФК при СНК СССР) принял решение о закупке небольшой партии этих велосипедов для лучших спортсменов страны. Густав Эренпрейс строил велосипеды на своей фабрике практически полностью, за исключением некоторых стандартных частей - цепей, педалей, седел, колесных ступиц. Использовались комплектующие от лучших мировых производителей - английские педали и цепи Brampton, немецкие седла Veleda и английские Brooks, немецкие втулки F & S и т.п.

Велосипед G. Erenpreis 1929 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед G. Erenpreis 1929 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед G. Erenpreis 1929 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед G. Erenpreis 1929 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед G. Erenpreis 1929 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед G. Erenpreis 1929 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Конструкция этой модели классическая для своего времени - длиннобазная рама, т.к. велосипед предназначался и для дорожных и для трековых гонок, дюймовая трансмиссия, деревянные обода колес под однотрубные шины, очень своеобразной формы длиннющее седло...

Велосипед G. Erenpreis 1929 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед G. Erenpreis 1929 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

На втулке заднего колеса с обеих сторон закреплены звездочки с различным количеством зубов, так что спортсмен мог развернуть колесо одной или другой стороной в зависимости от необходимого передаточного отношения сообразно условиям гонки.

Велосипед G. Erenpreis 1929 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед G. Erenpreis 1929 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Осевые гайки -"вертушки" позволяли быстро снять колесо и произвести замену однотрубной шины.

Велосипед G. Erenpreis 1929 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед G. Erenpreis 1929 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Небольшая биографическая справка: Батаен Вениамин Леонтьевич (1910-1993). Родился 15 марта 1910 года в Иркутске. В начале 1930-х годов переехал в Ленинград. Выпускник Государственного дважды орденоносного института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта (1940). Один из сильнейших в истории советского велосипедного спорта гонщиков-трековиков. Заслуженный мастер спорта. Выступал за команды: «Динамо» (Иркутск), «Спартак» (Ленинград - с 1934, Москва - 1943-1950), ВВС (1950 -1953). Тридцатишестикратный чемпион СССР (1936, 1938, 1940, 1943-1945, 1947-1950) в спринтерской гонке, гитах на 200 м. с хода, 500 м. с хода и с места, 1000 м с хода и с места, спринтерском многоборье, парной гонке, командной гонке преследования на 10 000 и 4000 м. Установил 32 рекорда СССР в различных видах трековой программы.

Вениамин Батаен - член команды ВВС МВО, чемпион СССР. 1951 год.  Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Вениамин Батаен - член команды ВВС МВО, чемпион СССР. 1951 год. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Преподавал в Московском Инфизкульте, успешно занимался тренерской работой. Автор нескольких книг по теории и практике велосипедного спорта. Заслуженный Мастер Спорта СССР, Заслуженный Тренер СССР. Ветераны велоспорта старшего поколения помнят Вениамина Леонтьевича на должности Главного тренера по велоспорту Спорткомитета РСФСР в 1970-80-х годах.

Визитная карточка В.Л. Батаена 1980-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Визитная карточка В.Л. Батаена 1980-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Несколько лет назад коллекция Веломузея пополнилась уникальными документами, составлявшими часть личного архива знаменитого советского велогонщика, тренера и спортивного деятеля Вениамина Леонтьевича Батаена. Материалы, переданные дочерью спортсмена - Натальей Вениаминовной, долгое время лежали в старом гараже и сильно пострадали от времени и воздействия влаги, но, после проведенной реставрации и консервации готовы к демонстрации в экспозиции Веломузея. Среди документов, фотографий и деловой переписки были найдены тетради с дневниковыми записями тренировок и соревнований прославленного спортсмена за несколько лет периода конца 1940-х - начала 1950-х годов, по которым можно судить о тщательности и продуманности спортивной подготовки одного из сильнейших трековых велогонщиков СССР. В беседах с Натальей Вениаминовной удалось узнать множество интереснейших фактов об ее отце и других спортсменах его поколения.

Посмотрите статью, посвященную материалам В. Батаена, хранящихся в коллекции Веломузея:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Дневник тренировок и соревнований Вениамина Батаена на сезон 1948 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дневник тренировок и соревнований Вениамина Батаена на сезон 1948 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дневник тренировок и соревнований Вениамина Батаена на сезон 1948 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дневник тренировок и соревнований Вениамина Батаена на сезон 1948 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.