Найти тему
Авиационное обозрение

Основные конструктивные особенности истребителя Як-23.

Оглавление

Приветствую. Возвращаемся к нашему текущему циклу публикаций по фронтовому истребителю Як-23. Переходим к самой основной ее части- это техническая составляющая. Предыдущая статья в рамках этой темы была посвящена этапам проведения испытаний истребителя. Новым читателям предварительно рекомендую с ней ознакомиться (Ссылка на статью). В технической части речь пойдет непосредственно о конструкции самолета, его силовой установке, основных функциональных системах, вооружении, приборном оборудовании и особенностях обслуживания. Истребитель Як-23 представлял собой одноместный цельнометаллический среднеплан реданной компоновочной схемы с классическим типом оперения. В качестве двигательной установки использовался ТРД РД-500, который являлся копией английского двигателя Rolls-Royce Derwent 5. Среди основных функциональных систем машины можно было выделить топливную систему, воздушную систему, систему управления и систему электрооборудования. Каждая из них представляла собой совокупность специальных узлов и агрегатов необходимых для обеспечения корректной работоспособности единой конструкции. Истребитель оснащался всем необходимым бортовым оборудованием для успешного решения боевых задач в любое время суток и при сложных погодных условиях. В данной статье мы составим общее представление по основным компонентам конструкции самолета, таким как фюзеляж, крыло, оперение и шасси. Опираться мы будем в основном на официальные советские первоисточники. Теперь более подробно.

Модель истребителя Як-23. Автор модели Игорь Емашев (https://karopka.ru).
Модель истребителя Як-23. Автор модели Игорь Емашев (https://karopka.ru).

Фюзеляж, общая компоновка, кабина пилота.

Фюзеляж самолета представлял собой цельнометаллический полумонокок овального сечения. Его каркас состоял из 27 шпангоутов (23 основных и 4 дополнительных), четырех лонжеронов и набора стрингеров. Также в его силовой набор входили три специальные балки. Основная находились в нижней передней части и предназначалась для крепления различных узлов- вооружения, одного из топливных баков, двигателя и передней стойки шасси. Еще одна силовая балка служила в качестве опоры заднего топливного бака. Конструкция каждого шпангоута соответствовала размещаемым блокам и агрегатам. К примеру шпангоуты с 5-ого по 8-ой не имели замкнутого контура, ввиду того что в этой полости находился центральный топливный бак.

Шпангоуты были выполнены методом штамповки из дуралюмина (к примеру марок Д16, Д16АМЛ-2 и др.). Что касается обшивки каркаса, то для этого применялся листовой дуралюмин Д16АТВ с переменной толщиной. Она в свою очередь варьировалась от 0,8 мм до 1,2 мм. Крепление обшивки осуществлялось заклепками 1643С с потайной головкой. Для доступа к различным узлам и механизмам самолета в обшивке были предусмотрены специальные лючки. Ввиду того что на истребителе была применена реданная компоновочная схема, нижнюю хвостовую часть фюзеляжа требовалось защитить дополнительной обшивкой. Для этого применялась жаропрочная сталь типа ЯТ1Л-0,5. Также стоит отметить что потребовалось изолировать специальным кожухом заднюю верхнюю часть двигателя. Это было необходимо из-за того что выше него располагался один из топливных баков. Конструктивно же сам фюзеляж можно было поделить на несколько основных отсеков. В его носовой съемной части находился воздухозаборник, фотопулемет С-13, посадочная фара ФС-155, отсек для размещения передней стойки шасси и узлы электросистемы. Далее следовал моторный отсек где кроме двигателя находились различные узлы топливной системы, а также вооружение и сопутствующие агрегаты (патронные ящики, гильзоотводы, звеньеотводы).

В средней части фюзеляжа находились специальные узлы крепления крыла, кабина летчика и сопутствующее оборудование. За ними следовал отсек с размещенным радиооборудованием и элементами системы управления. Задняя отъемная часть фюзеляжа плавно переходила в хвостовое оперение. Между 10-ым и 14а шпангоутом располагалась негерметическая кабина пилота. Соответственно в ней находилось катапультируемое кресло, которое размещалось на 14-ом шпангоуте. Оно состояло из каркаса с чашкой, бронеспинки (толщина бронелистов 8 мм), пиропатрона, ремней и некоторых других составных узлов. Также в кабине было установлено различное приборное оборудование, кислородное оборудование и элементы системы управления. Фонарь кабины имел каплевидную форму. Он состоял из переднего жестко закрепленного козырька и задней подвижной створки. Для остекления передней части козырька применялось бронестекло толщиной 57 мм, а для остекления других участков (как створки, так и козырька) использовалось органическое стекло толщиной 5-мм.

Крыло и оперение.

На истребителе Як-23 использовалось свободнонесущее неразъемное крыло трапециевидной формы с закругленными концами. Оно крепилось к фюзеляжу на четырех специальных узлах, а также по кромке первых нервюр (с обоих сторон). Что касается профилей крыла, то на концах применялся КВ-3-12, а у корня крыла С-1-12. Из других характеристик можно отметить что угол установки крыла составлял +1 градус, а угол поперечного V по линии хорд равнялся 3 градусам и 30 минутам. Его каркас состоял из двух лонжеронов, 34 нервюр, набора стрингеров и двух законцовок. Передний лонжерон являлся основным силовым элементом крыла. Составные части каркаса в основном были выполнены из листового дуралюмина (к примеру использовалась марка Д16АТЛ-2). Обшивка крыла же была сделана из листового дуралюмина марки Д16АТВ с толщиной от 1,2 до 1,8 мм.

Крепилась она к полкам силовых элементов на специальные заклепки. Листы обшивки при этом стыковались впритык. Обшивка крыла подвергалась сернокислому анодированию (это было необходимо для повышения коррозионной стойкости) и покрывалась бесцветным лаком. На законцовках находились специальные крепления для установки дополнительных подвесных топливных баков. В состав механизации крыла входили цельнометаллические элероны и щелевые закрылки типа ЦАГИ. Каркас элерона состоял из нервюр и двух стрингеров. Его обшивка также была выполнена из дуралюмина марки Д16АТВ. Элерон располагался по задней кромке крыла между 10-ой и 17-ой нервюрой и крепился к заднему лонжерону на специальных узлах. Угол отклонения элерона вверх и вниз составлял 15 градусов. Аэродинамическая компенсация элеронов составляла 41,5 процента, а весовая компенсация 113 процентов. Что же касается закрылок, то они также располагались по задней кромке крыла по уровню от 1 до 10 нервюры. Закрылки предназначались для сокращения взлетной дистанции и уменьшения посадочной скорости. Они устанавливались в трех фиксированных положениях. Угол их отклонения на взлете составлял 25 градусов, а при посадке 60 градусов. Закрылки крепились к заднему лонжерону крыла в трех точках. Каркас закрылка состоял из лонжерона и набора нервюр. Обшивка закрылка аналогичная. Хвостовое оперение самолета было классическим и состояло из стабилизатора, руля высоты с управляемыми триммерами, киля и руля направления. Угол установки стабилизатора составлял + ноль градусов и 30 минут, а угол установки киля равнялся нулю. Углы отклонения руля поворота вправо и влево составляли 30 градусов. Угол отклонения руля высоты вверх равнялся 33 градусам, а вниз- 25 градусов. Углы отклонения триммеров руля высоты вверх и вниз составляли 22 градуса.

Шасси истребителя.

На Як-23 использовался трехстоечный тип убирающегося шасси с передней носовой стойкой. За уборку и выпуск шасси отвечала воздушная система. Главные стойки убирались частично в крыло и частично во внутрифюзеляжные отсеки. На них устанавливались тормозные колеса размером 570 х 140 мм. Передняя же стойка шасси убиралась колесом вперед в специальную нишу внутри съемной носовой части фюзеляжа. На ней же было установлено нетормозное колесо размером 400 х 150 мм. Передняя стойка шасси крепилась к основной силовой балке фюзеляжа. В состав ее конструкции входили складывающийся подкос, цилиндр, шток, гаситель колебаний и другие узлы. Соответственно в конструкцию основных стоек входили такие узлы как шток, цилиндр, кронштейны и др. Общие схемы передних и основных стоек, а также схемы их установок приведены на скриншотах ниже.

В общем и целом конструкция Як-23 была классической для первых реактивных самолетов подобного класса. Ее достаточно неплохо продумали для осуществления всего необходимого обслуживания и возможного ремонта. Единственный большой минус конструкции это непосредственно применение реданной компоновочной схемы. В следующей публикации по данной теме мы рассмотрим основные функциональные системы истребителя.

Продолжение следует...

Со следующей частью обзора можно ознакомиться здесь (Ссылка на статью).

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, https://karopka.ru, https://aviarestorer.ru/, http://www.russianarms.su/, https://igor113.livejournal.com/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга В. А. Багратионов. Крылья России, книга Н. В. Якубович. Боевые самолеты Яковлева, книга Техническое описание самолета Як-23 под редакцией Б. С. Солодского, книга Ремонт самолета Як-23 под редакцией П. И. Смирнова, книга Marian Mikotajczuk. Яковлев Як-23, книга Б. Н. Егоров. Летные испытания самолетов, книга Е. Г. Адлер. Земля и небо. Записки авиаконструктора, журнал Моделист- конструктор (приложение Авиаколлекция)

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.

Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на обзор).