Написать эту небольшую заметку меня побудил тот факт, что зачастую люди, с пылом и жаром уверяющие других людей, что тот или иной тип истребителя не относится к пятому поколению — очевидно и тотально не знакомы с историей боевой реактивной авиации, в целом, и с историей и значением данного термина, в частности.
Хотите знать, как данный термин появился и что он означает в действительности? Тогда читайте дальше.
Термин "истребитель пятого поколения" (fifth generation fighter) был придуман в середине 1990-х годов, в стенах корпорации Локхид Мартин(Lockheed Martin), которая окрестила им свой тяжелый истребитель завоевания превосходства в воздухе, разрабатывавшийся в рамках программы ATF (Advanced Tactical Fighter) и ныне известный под обозначением F-22.
Сделано это было для того, чтобы отделить новую машину от ее предшественников и тем самым выделить и подчеркнуть ее принципиальную новизну и революционность. Все послевоенные реактивные истребители были разделены на четыре, надо сказать очень условных, а местами так и вовсе надуманных поколения. Ну а единственным на тот момент представителем новейшего, пятого поколения, был торжественно объявлен новый тяжелый истребитель ATF, будущий F-22.
Кстати говоря, сами то американские военные, по крайней мере изначально, называли истребитель ATF просто — истребитель следующего поколения (next generation fighter).
Ключевые требования к тяжелому истребителю ATF были такие:
- Малозаметность (Very Low observability)
- Крейсерский сверхзвуковой полет без использования форсажа (Supersonic cruise)
- Продвинутое бортовое радиоэлектронное оборудование и сенсоры, с высокой степенью интеграции (Advanced integrated avionics and sensors suite)
- Сверхманёвренность (Supermaneuverability)
С конца 1990-х термин "истребитель пятого поколения" стал применяться и по отношению к легкому многофункциональному истребителю, разрабатывавшемуся той же корпорацией в рамках программы JSF (Joint Strike Fighter) и ныне известному под обозначением F-35.
А сама программа JSF родилась на базе целой когорты более старых раздельных программ-предшественниц, тянущихся еще из 1980-х, и проводимых по отдельности ВВС(программы MRF и ASTOVL), ВМС США(программа A/F-X) и Корпусом морской пехоты, совместно с агентством передовых военных разработок DARPA(программы CALF и ASTOVL).
Но именно требования к тяжелому двухдвигательному истребителю ATF сегодня у нас принято считать каноническими и непреложными требованиями к истребителям пятого поколения, хотя исторически это в корне неверно.
А почему так принято? Да потому что наши ВВС практически полностью повторили ключевые требования ВВС США к тяжелому истребителю ATF в нашей отечественной программе разработки тяжелого истребителя пятого поколения ПАК ФА (Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации), итогом которой и стало создание истребителя Су-57. Единственным значимым дополнением в ключевых требованиях к нашей машине стали расширенные возможности ударов по земле.
Ну а сам первоисточник этих требований быстро забылся и всем у нас стало казаться, что термин "истребитель пятого поколения" и требования к нему — это, в базе своей, нечто наше, посконное, а не заимствованный нами маркетинговый ярлык американской оборонной корпорации, некогда окрестившей им свои машины.
От этого начали возникать довольно комичные ситуации, когда наши мнимые эксперты и знатоки боевой авиации отказывают тому же F-35, разработанному теми же кто и сам термин "истребитель пятого поколения" придумал — в праве таковым называться. Потому что, мол, нет у него сверхманевренности и крейсерского сверхзвука. А это, дескать, железные требования к истребителю пятого поколения.
Но штука в том, что к легкому однодвигательному JSF и требования были совершенно другие. И они никогда не включали в себя ни сверхманевренность, ни крейсерский сверхзвук. Ну просто потому что создавался данный самолет для других задач, и относится не к тяжелым истребителям завоевания господства в воздухе, а к легким многофункциональным истребителям.
К тому же программа JSF включала в себя разработку сразу трех вариантов одной базовой машины, которые даже внутри своего семейства значительно отличались по некоторым ключевым требованиям и целому ряду параметров, прежде всего по ЛТХ (летно-техническим характеристикам).
В итоге общими, у ATF, JSF и всех воспоследовавших за ними представителей пятого поколения, стали только два требования, которые и являются, на самом-то деле, ключевыми и определяющими признаками истребителя пятого поколения:
- Малозаметность (Very Low observability)
- Продвинутое бортовое радиоэлектронное оборудование и сенсоры, с высокой степенью интеграции (Advanced integrated avionics and sensors suite)
В заключение хочу отметить, что и китайский истребитель пятого поколения J-20 данной "экспертизы" не избежал. Причем отказывают ему в этом звании, истребителя пятого поколения, и наши и западные горе-эксперты и "знатоки". Отказывают сообща и не сговариваясь.
Но ты то, дорогой читатель, теперь уж точно знаешь, как на самом деле всё было — откуда есть пошел данный термин заморский. И что он означает, в действительности.