Найти в Дзене
ГОРОД МОТОРОВ

Самый красивый мопед советских времен Jawa-Stadion S-22. Многие мечтали о таком

Давайте сегодня поговорим об одном очень симпатичном мопеде советских времен. Я его встретил в музее «Легенды СССР» в городе Каминске-Шахтинском во время своего путешествия в Крым.

Я уверен, что многие из вас без проблем его узнают. Мопед называется Jawa-Stadion S-22.

Да, не Рига, которая была практически у каждого советского мальчишки. Но мопеды Jawa-Stadion, как впрочем и мотоциклы Jawa, считались одними из самых красивых в Советском Союзе.

Достаточно посмотреть на фотографии, чтобы в этом убедиться!

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

История мопедов Jawa-Stadion начинается еще в конце 1950-х годов, когда с конвейера завода в чешском городе Раковник сошел первый мопед Stadion S-1.

Вскоре на смену самому первому Stadion S-1, который был выпущен в количестве всего около 2000 штук, пришла модель S-11.

Фактически, он стал первым чехословацким массовым мопедом, выпуск которого стартовал в 1958 году.

Первые модели оснащали двигателями Fichtel или Sachs из Западной Германии, но накаляющиеся взаимоотношения между странами заставили искать другой мотор.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Так на помощь пришел двигатель местной разработки — Jawa Typ 552.

Мопеды Jawa-Stadion S-11 стали очень популярными в Чехословакии: всего было изготовлено более 150 тысяч экземпляров.

Но в 1960 году ему на смену пришла обновленная модель, получившая обозначение Jawa-Stadion S-22.

S-22 чуть больше приблизился к настоящим мотоциклам и уже не напоминал велосипед с моторчиком. Такой образ создавали новые более пухлые колеса, широкая штампованная рама, бензобак, увеличившийся до 5,5 литров.

Схема из открытых источников
Схема из открытых источников

Его двигатель Jawa 552 рабочим объемом 49,8 кубических сантиметров выдавал всего 1,5 лошадиные силы при 4250 об/мин. Этого было достаточно, чтобы разогнать 47-килограмовый мопед до 40 км/ч.

Ранние модели оснащались карбюраторами JIKOV 2912 M, формой напоминающие летающую тарелку. Позже им на смену пришел карбюратор JIKOV 2912 PS, который позволил повысить мощность до 1,8 л.с.

В паре с двигателем работала двухступенчатая механическая коробка передач, объединенная в едином корпусе с мотором и переключением на руле. Такую же конструкцию использовали на наших «Верховинах».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Под одноместным сиденьем, которое, кстати, позволяло менять посадку во время движения, сделали небольшой перчаточный ящик, а над задним колесом нашлось место для большого багажника.

Выпуск Jawa-Stadion S-22 продолжался до 1965 года, когда ему на смену пришла модернизированная модель S-23.

Выставленный в музее экземпляр имеет довольно неплохую комплектность, но целый ряд исторических неточностей.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Например, окраска не соответствует оригиналу. Обода, спицы, руль, ободок фары, сигнал и ряд других деталей должны быть хромированными, а не окрашенными. Кроме этого на раму или на бензобак должны быть нанесены логотипы Stadion.

Совершенно неправильно перешито сиденье, установлен неоригинальный карбюратор (я уверен в этом на 99%), а также нет защитных кожухов, закрывающих пространство с карбюратором. Даже шины не те.

Но в целом мопед оставляет довольно приятные впечатления. Хотя те, кто знают, каким должен быть настоящий S-22 останутся недовольными.

Авто
5,66 млн интересуются