Найти тему

А потом они уснули...

Трагедия рейса 522

14 августа 2005 года Боинг 737 авиакомпании «Гелиос Эйрлайнс», выполнявший рейс 522 по маршруту Ларнака-Афины-Прага, перестал выходить на связь спустя 17 минут после взлета. Несколько часов он летел на автопилоте, а когда все топливо было выработано, врезался в гору недалеко от Афин. Все находившиеся на борту погибли, но никто — ни пассажиры, ни экипаж — не поняли этого, потому что на момент катастрофы находились без сознания.

Что же случилось с рейсом 522?

Попробуем разобраться, проанализировав итоговый отчет и сопоставив факты и предположения.

Рейс 522 выполнял опытный экипаж под командованием Ханса-Юргена Мертена, пилота с общим налетом 17 тысяч часов, из которых более 5000 на Боинге 737. Вторым пилотом был грек Пампос Хараламбус с общим налетом более 7 тысяч часов, в том числе, 4 тысячи на Боинге 737. На борту находилось 115 пассажиров.

Итак, я представляю, как экипаж готовился к рейсу. Предполетный брифинг, проверка чек-листов — никаких проблем. Командир пилотирует, второй пилот контролирует. Погода прекрасная — середина августа. Полет должен пройти быстро и комфортно. Я четко вижу лица капитана и второго пилота: собранные, уверенные, спокойные. Бортпроводники улыбаются. Все молоды, работа приносит им радость. Страшно представить, что через несколько часов они погибнут. И единственное, что может хоть немного снизить градус ужаса — то, что никто из них не понял, что же произошло. Хотя, нет, тут я обобщаю. Два человека из экипажа сохранили сознание почти до самого конца, более того, пытались спасти самолет и людей, находившихся в нем.

-Пять-два-два, на исполнительном.

-Пять-два-два, вылет разрешаю.

В 09:07 борт покидает аэропорт Ларнаки. Почти сразу после взлета включается сигнализация о неготовности самолета к взлету. Капитан и второй пилот удивлены: определенно, какая-то неисправность. Мертен связывается с диспетчером, а тот, в свою очередь, с инженером. Капитан предполагает, что сигнализация связана со сбоем в работе системы подачи воздуха. Инженер говорит, что автоматический выключатель кондиционера находится за креслом капитана. Самолет продолжает набирать высоту.

В 09:24 он занимает эшелон 34000 футов.

Больше экипаж на связь не выходит, но диспетчер не придает этому значения. Мало ли что? Самолет не пропал с радаров, эшелон занял — скорее всего, пилотам сейчас не до переговоров с землей.

Преступная халатность?

Да.

И не только диспетчеров, как выяснилось впоследствии.

Когда самолет занял эшелон, пилоты уже потеряли сознание, как и экипаж, как и пассажиры. Произошло это по причине падения давления, которое началось сразу же после взлета. Но по какой причине? И почему пилоты не распознали проблему? Почему продолжили набор высоты, вместо того, что вернутся в аэропорт вылета?

Итак, Боинг 737 летит на автопилоте. Внутри - люди без сознания. Пассажиры в кислородных масках. Пилоты — без. Они не надели их, думая, что с автоматикой борта что-то случилось. Пытаясь разобраться в проблеме, капитан и второй пилот не замечают, как наступает гипоксия. Распознать признаки гипоксии - кислородного голодания - сложно, особенно в процессе умственной работы. Постепенно теряется концентрация, легкое головокружение сменяется замедлением всех реакций, наваливается усталость, а следом — потеря сознания.

К тому времени, как в пассажирском салоне автоматически были выброшены кислородные маски (высота 18200 футов), пассажиры тоже находятся в состоянии гипоксии, но еще в сознании. Бортпроводники просят всех надеть маски. Но запас кислорода в них рассчитан только на 15 минут, а самолет продолжает набирать высоту.

Диспетчеры тщетно пытаются связаться с рейсом 522.

Борт не отвечает, продолжая полет по маршруту.

С земли ситуация кажется жуткой: скорее всего, это захват самолета.

Скоро Афины.

Повторения 11 сентября никто не хочет, и потому военно-воздушные силы Греции принимают молниеносное решение — отправляют два истребителя для визуального изучения борта и установки контакта с ним.

Истребители занимают положения наблюдателей. Кажется, опасения подтверждаются: пилоты без сознания. Внезапно в кокпите появляется человек, занимает место капитана, берет штурвал в руки.

Пилот истребителя пытается привлечь его внимание, указывает, что необходимо снижаться.

Человек в кокпите вяло машет рукой.

Останавливается первый двигатель, через несколько минут — второй.

Пилоты истребителей не понимают, что происходит. Они продолжают сопровождать планирующий самолет.

Боинг 737, выработав все топливо, планирует и врезается в гору в 40 километрах от Афин.

-2

Расследование этой авиакатастрофы выявило целый ряд проблем.

Диспетчеры не отреагировали должным образом и во время.

Авиакомпания экономила на ремонте и безопасности самолетов.

Инженеры, проводившие проверку борта перед вылетом, не только не обнаружили утечки давления (о чем экипаж сообщал уже несколько раз, да и пассажиры жаловались на то, что в салоне холодно), но и забыли переключить систему поддержания давления в автоматический режим.

Именно последний фактор оказался фатальным в судьбе рейса 522.

Остается последний вопрос: кто был тот человек, которого увидели пилоты истребителей?

Им оказался 25-летний бортпроводник Андреас Продрому. Он и его девушка-коллега смогли воспользоваться кислородными баллонами, и не потеряли сознание. Андреас недавно получил лицензию пилота, и, вполне возможно, смог бы посадить Боинг 737. Однако, еще одна проблема помешала ему. Бортпроводники не могли открыть дверь в кокпит, поскольку не знали пароля. Он был только у пилотов и старшей борпроводницы. Данная мера безопасности была введена на всех авиалиниях после трагических событий 11 сентября. То, что должно было обезопасить борт, в данном случае не помогло.

Мы так и не узнаем, каким образом Андреас смог попасть в кокпит. Но к тому времени, как он оказался в кресле капитана, кислород закончился. Бортпроводник пытался связаться с землей, посылая сигнал Mayday. Но что могла сделать земля, когда топливо на борту закончилось?

Через год после гибели рейса 522 компания «ГелиосЭйрлайнс» прекратила свое существование. В 2012 году греческий суд огласил приговор четырем сотрудникам авиакомпании: десять лет тюрьмы каждому за непредумышленное убийство и халатность.

22-24 ноября 2020,

Чистые пруды, Москва