В аэропорту огромное количество диспетчеров. Все знают, кто такой диспетчер управления воздушным движением. Контроль – организовывает движение воздушных судов на эшелонах, Старт/Посадка – непосредственно взлёт и посадку плюс схемы выхода и входа, Руление – перемещение самолётов в аэропорту. Эти ребята чаще всего сидят в вышке.
В авиакомпании есть центр управления полётами – там занимаются диспетчеризацией воздушных судов, летных и кабинных экипажей, инженерно-технического персонала.
Но в крупном аэропорту более 10 тысяч человек в разных сменах или 3-4 тысячи одновременно человек заняты организацией обслуживания воздушных судов на перроне, ремонтом и подготовкой средств наземного обслуживания и спецмашин, обслуживанием самого перрона и летного поля, обливом воздушных судов, содержанием зданий и сооружений, организацией работы сотрудников безопасности и многого другого. Для этого организован Центр управления производством.
В огромном пространстве сидят диспетчеры, которые организовывают работу вверенной им функции. Кабинет разделен на зоны по функционалу, например, управление ресурсами коммерческого обслуживания воздушных судов. Диспетчеры с данным функционалом отвечают за работу ДОПов и авиамехаников, а также обливом самолётов. Диспетчеры управления ресурсами спецтранспорта занимаются распределением спецмашин по рейсам – трапов, тягачей, источников электропитания, машин с азотом. Диспетчеры управления ресурсами управления обработки багажа распределяют перронные звенья, погрузчики контейнеров и ленточные транспортеры. Диспетчеры управления ресурсами обслуживания пассажиров – агентов по регистрации и посадке, а также автобусов для пассажиров и экипажей, кроме того они контролируют снятие багажа и отправку вылетных телеграмм. Ещё есть специалисты-координаторы по расследованию задержек и инцидентов, а также координатор по заявкам вне технологических графиков, попросту говоря, дополнительные ресурсы для технического обслуживания – трапы для техников и стремянки, машины с азотом и кислородом, автовышки.
Центр управления производством находится высоко, с него видно почти весь аэропорт. Одновременно работает порядка сотни диспетчеров. Управляет центром Сменный начальник производства и начальники смен каждого из пяти подразделений.
У каждого диспетчера индивидуальное рабочее место, которое оснащено 4 мониторами, пультом прослушки и передачи радиосообщений, телефоном. Один из мониторов всегда подключен с центральной аэропортовой базе данных (ЦАБД), где хранятся все данные по каждому рейсу, в том числе вносимые диспетчером.
Ядром рабочего места является RMS (Resource Management System). В ней диспетчер формирует задачи и они могут формироваться автоматически. Далее имеющиеся задачи синхронизируются с ЦАБД, то есть если время прилёта будет пересчитано, например, потому что борт ушел в зону ожидания, то и задача перенесётся. Кроме того синхронизированы и данные по местам стоянок и данным рейса (количество пассажиров и багажа). Поэтому при изменении стоянки, поменяются и реквизиты задания. Не у всех ДОПов есть разрешения на управление самоходным трапом, поэтому при изменении с контактной на удалённую стоянку произойдет изменение реквизитов задания и, если был назначен ДОП без права управления СПТ, то задание подсветит ошибку.
В RMS напротив каждого ресурса (люди или техника) светятся длинные полоски, означающие продолжительность задания, где полоска кончилась – закончилось задание. Дальше ресурс необходимо использовать для другого задания или начнётся его простой. Задания не всегда бывают, особенно в ночные часы. Но в пик бывают и времена, когда ресурса не хватает.
Оперативная связь с ресурсом происходит посредством удаленного клиента RMS в ПТСД (промышленный терминал сбора данных), представляющий собой смартфон с соответствующей программой. Если что-то меняется в задании, то на телефон приходит оповещение, как будто пришла СМС. ПТСД находится в карманах у всех самостоятельных оперативных сотрудников. Изменения присылаются системой автоматически. То есть об изменении стоянки или времени прибытия ресурс уведомляется сразу же после появления данных в ЦАБД.
Самое тяжелое время – пересменка. Поэтому я стараюсь не летать в промежутки с 8 до 9 и с 20 до 21 часа. В это время в аэропорту меняются смены, даже во время задания. На работу заступает новый ресурс, отдохнувший, правда не всегда знакомый с особенностями обслуживаемого рейса. Всё происходит в спешке, кто-то забыл кому-то что-то передать. Чаще всего задержки рейсов по вине аэропорта и происходят как раз во время пересменки. Для сглаживания ситуации существует смена усиления, которая работает так, чтобы сгладить волну негативного влияния пересменки.
Помимо функций управления диспетчеры могут играть роль ангелов-хранителей для персонала. Например, если на посадке при работе единственного агента прибежали из автобуса и сказали, что упал человек в автобусе и нужен врач, то агент позвонит диспетчеру, который сам созвонится со скорыми и с остальными службами, чтобы приостановить посадку до прибытия медперсонала. Или другие нештатные ситуации – выход из строя техники, разлив топлива, некачественная уборка места стоянки, повреждение самолета.
В общем, имейте ввиду, что весь персонал аэропорта, который Вам попадётся на глаза, был направлен и проконтролирован соответствующим диспетчером. Полный контроль всех операций приводят к своевременному и качественному обслуживанию рейсов.
-------------------------------------------------------------------------------
Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/141258.html
Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта, поэтому фотоматериалы используются из сети Интернет, находящиеся в открытом доступе, которые могут помочь понять особенности объекта статьи. В силу особенностей политики Яндекс.Дзен, фотоматериалы на канале Яндекс.Дзен представляются в ограниченном объёме.