Найти в Дзене
Remont1969

Iтальянские автопушки. Часть 9. Autocannone da 102/35 su SPA 9000C.Прототип. 1915. Рождение маленького шедевра большого калибра.

Autocannone da 102/35 su SPA 9000C.Прототип.
Autocannone da 102/35 su SPA 9000C.Прототип.
Если остальные участники Первой мировой войны ограничились калибром пушек, установленных на автомобильное шасси в 75-80-мм, то итальянские военные сразу попробовали поставить убойный морской калибр - 102 мм. Рассказ о первом прототипе самой мощной самоходной системы на колесах в материале ниже.

Autocannone da 102/35 su SPA 9000C/Пушка 102/35 на автомобильном шасси SPA 9000C

Страна: Италия

Производитель: Gio. Ansaldo & C./шасси Società Piemontese Automobili = SPA

Год выпуска: 1915

Кол-во: 1 (Прототип), всего 135.

Вооружение: 102/35 Mod. 1914

Шасси: SPA 9000C

Боевая масса: 7000 кг

Бронирование: 4-6 мм

Двигатель: 35 л.с.

Расчет: 6

Где увидеть: только пушки. Израиль. Хайфа. с корабля "INS Hagana (K-20)") в музее Clandestine Immigration and Naval Museum, Haifa, Israel

Эта статья из цикла об итальянских Autocannone, за годы Первой мировой войны превратившихся в полноценные САУ на автомобильном ходу. Предыдущую статью цикла можно прочитать здесь - Iтальянские автопушки. Часть 8. Artiglieria Autoportale su FIAT 18 BL. 1919. Универсальная артсистема на универсальном шасси.

В 1914 году на фирме Ансальдо (Ansaldo) начали выпуск новейшего в то время корабельного орудия универсального калибра - 102-мм - Cannone 102/35 Mod. 1914. Система была разработана на базе удачного 4-й дюймового морского орудия QF 4 Mk.V фирмы Виккерс, с которой заводы Ансальдо активно взаимодействовали. Эта же пушка выпускалась по лицензии во Франции, США и на филиале Виккерса в Италии под различными обозначениями Schneider Mod. 1914, Schneider-Ansaldo Mod. 1914, Schneider-Ansaldo-Vickers Mod. 1914-1915, Vickers-Terni Mod. 1915. На удивление 102-мм корабельная пушка оказалась относительно легкой - всего 3172 кг в боевом положении, достаточно скорострельной - 10-15 выстрелов в минуту и дальнобойной - 14 кг снаряд с начальной скоростью 716 м/сек добивал на 8800 метров по высоте. В Италии система стала основным орудием для миноносцев и подводных лодок. Для сухопутного применения артиллерийской системы были разработаны специальные унитарные патроны двух типов - фугасный от Ансальдо массой 13,35 кг и шрапнельный фирмы Palcani массой 14,65 кг с взрывателем двойного действия, который поступил в части в конце 1917 года. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 650 м/с и обеспечивала максимальную дальность 11 600 м при нормальной прицельной дальности 8-9 км.

Vickers-Terni Mod. 1915
Vickers-Terni Mod. 1915

Неожиданно у Ансальдо появились излишки пушек, которые компания производила быстрее чем на верфях строились корабли, для которых они были предназначены. Фирма предложила создать на базе грузовика зенитную установку с использованием корабельной пушки. К маю 1915 года по заказу Королевского флота (Regia Marina) было изготовлено 90 пушек, но так как не все эсминцы, для которых эти пушки предназначались, были достроены, то Ансальдо предложила адаптировать из этой партии 20 орудий для армейской ПВО. В июне 1915 года предложение было принято и Regio Esercito Italiano заказали 36 единиц для вооружения 18-ти двухорудийных батарей. 14 июля заказ на сухопутные орудия увеличился до 72 автопушек, которые по прежнему должны были укомплектовать 18 батарей, но уже по 4 орудия в каждой. В первую очередь руководство Ансальдо (Ansaldo) обратилоась к своим партнерам по выпуску бронеавтомобилей Ланча (Lancia), но оказалось, что те не справляются и с производством шасси для броневиков, тогда к делу привлекается туринская фирма S.P.A. (Società Piemontese Automobili), которая была готова поставить нужные шасси. Для переоборудования в автопушки на Ансальдо выбрали грузовую машину SPA 9000C с двигателем мощностью 35 л. с. Сейчас этот грузовик только и известен тем, что использовался как шасси для автопушек. Первый прототип Autocannone da 102/35 su SPA 9000C был представлен летом 1915 года и прошел предварительные испытания прямо на территории завода в Генуе. Летом 1915 года опытный образец автопушки на испытаниях проехал 1200 км за 6 дней со средней скоростью 20-25 км/ч. Несмотря на дефекты ствола и ходовой части испытания были признаны успешными. 7 сентября 1915 года Ansaldo заказал у SPA 250 шасси, которые Общество Пьемонтских автомобилей с декабря 1915 года поставлял с темпом 8 машин в месяц, а в мае 1916 года увеличил выпуск до 12 единиц в месяц.

Autocannone da 102/35 su SPA 9000C.Прототип.
Autocannone da 102/35 su SPA 9000C.Прототип.

Боевая платформа устанавливалась на шасси грузовика так, что бы вертикальная ось поворота орудия была перед задней осью грузовика. В отличие от боевого корабля шасси стандартного грузовика отнюдь не было стабильной артиллерийской платформой. 3-х тонное орудие имело чудовищную для пехотного орудия отдачу, это явно была другая лига по сравнению с традиционными 75-мм зенитными пушками. Для компенсации отдачи сзади к машине в боевом положении крепились две длинные станины с мощными сошниками. Под платформой были установлены две опоры, которые связывались тросами с сошниками. Станины планировалось перевозить на отдельном грузовике. Врожденным недостатком такой конструкции было ограничение угла наводки орудия по горизонтали и невозможность ведения флангового огня

От всех прочих систем подобного типа выпуска 1-й мировой войны прототип, впрочем как и все остальные машины Autocannone da 102/35 su SPA 9000C, отличался орудием с тремя цилиндрами системы отката над стволом. На прототипе в отличие от серийных машин не монтировался защитный щит и не был полностью закрыт броней моторный отсек.
Autocannone da 102/35 su SPA 9000C.Прототип на испытаниях в Генуе
Autocannone da 102/35 su SPA 9000C.Прототип на испытаниях в Генуе

Хотя тумба обеспечивала круговое вращение на 360°, при применении на колесном шасси горизонтальную наводку орудия пришлось ограничить 25°. Вертикальный сектор наводки так же был ограничен и находился между -5° и + 20°. Основной причиной маленьких углов наводки была не только сама конструкция шасси, но и применение унитарного боеприпаса. Расположение пушки перед задней осью ограничивала наклон длиной отката ствола и возможностью заряжания пушки длинным унитарным патроном. Это был фактически приговор артиллерийской системе Autocannone da 102/35 su SPA 9000C как зенитной пушке, но ограничения не мешали использовать её как для САУ.

Vickers-Terni Mod. 1915 в Африке в году Второй мировой
Vickers-Terni Mod. 1915 в Африке в году Второй мировой

После проведения предварительных испытаний военных в принципе всё устроило, и, видимо они что-то сразу предполагали о зенитных возможностях пушки, потому что заказали на серийных машинах обязательное бронирование моторного отсека и установку щита пушки. В таком виде 7 сентября 1915 года был подписан заказ на серию Autocannone da 102/35 su SPA 9000C у Ансальдо.

Если Autocannone da 102/35 su SPA 9000C стал самым мощным колесным самоходным средством поддержки пехоты в Первую мировую войну исключительно благодаря пушке, то через 27 лет та же пушка стала оружием возможно самого мощного пушечного самолета, но уже во время Второй мировой войны, и опять уже у итальянцев. 16 декабря 1942 года в воздух поднялся "воздушный линкор" - Piaggio P.108А - тяжелый 4-х моторный бомбардировщик. В варианте со 102-мм пушкой он должен был стать специализированным противокорабельным самолётом.
-6
Работы по переоборудованию бомбардировщика Пьяджио P-108 заключались в демонтаже носовой кабины штурмана со стрелковой турелью с размещением под кабиной пилота пушки 102/35 Mod. 1914. Ствол пушки был наклонен под углом 5 градусов вниз, пушка была размещена на сварной металлической раме, закрепленной на силовом наборе фюзеляжа. Отдача орудия снижалась мощным пружинным демпфером. Боекомплект ударной машины составлял 50 выстрелов. Орудие обслуживал один член экипажа, который подавал снаряд из стеллажа в электромеханический загрузчик на шесть или двенадцать снарядов, досылающий снаряд в зарядную камору. Прицеливание и стрельбу выполнял пилот. Закрытие и открытие клинового затвора осуществлялось автоматически, соответственно при попадании очередного снаряда в камору и после выстрела при откате ствола. На испытаниях в 1943 году, что удивительно, самолет Piaggio P.108А показал себя вполне устойчивой платформой для такого мощного орудия. Но стремительный выход Италии из войны не позволил хотя бы испытать пушечный самолет в бою.
-7

На единственную сохранившуюся итальянскую пушку 102/35 Mod. 1914 можно посмотреть, если случайно попадете в Хайфу и сходите в шикарный морской музей - Музей нелегальной иммиграции и военно-морского флота им. Давида Акоэна ( ивр. ‏ מוזיאון ההעפלה וחיל הים ‏, англ. Clandestine Immigration and Naval Museum ). Там хранится такая пушка с одного из первых боевых кораблей Израиля - INS Haganah.

-8
Эта статья из цикла об итальянских автопушках - Autocannone, за годы Первой мировой войны превратившихся в полноценные САУ на автомобильном ходу. Следующая статья цикла будет здесь - Iтальянские автопушки. Часть 10. Autocannone da 102/35 su SPA 9000C. 1915. Первая серия c сошками.

Источник:

Кирилец С.В. "Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой "войны моторов"", ЭКСМО

LA MECCANIZZAZIONE DELL'ESERCITO FINO AL 1943 tomo II -parte 2 /Vebuka.com

GLI AUTOVEICOLI DA COMBATTIMENTO DELL'ESERCITO ITALIANO VOL I _ Vebuka.com

http://alternathistory.com/pushka-letayushhego-linkora-102-mm-schneider-armstrong-ansaldo-102-35-mod-1914/

Batailles & Blindes 40