Всем привет!
Сегодня я расскажу вам про автомобиль, который стал настоящим олицетворением нашей страны в 30х гг. – ГАЗ-М1, или в народе «Эмка», а еще ласковее – «Эмочка».
Наш герой появился в самый разгар индустриализации: первые опытные образцы появились в 1934 г. За основу конструкции был взят американский автомобиль Ford-40, но так как его характеристики не подходили под советские реалии, конструкторы существенно изменили автомобиль.
В ходе государственной приемки новую машину высоко оценили высшее партийное руководство и сам И.В.Сталин, и в 1936 г. началось серийное производство.
Кстати, индекс М был дан в честь председателя Совнаркома В.М.Молотова.
Модель существенно отличалась от своего предшественника ГАЗ-А. Главной особенностью «Эмки» был цельнометаллический кузов. Правда, центральная часть крыши была сделана из дерева и прикрыта теплоизоляцией и брезентом.
Под капотом же был установлен модернизированный двигатель объемом 3,5 л и мощностью 50 л.с. Он потреблял почти 15 л на 100 км и позволял машине развивать максимальную скорость 98 км/ч.
Салон автомобиля тоже производил впечатление. Приборов необходимый минимум, однако простоту компоновки компенсируют суконная обивка сидений и дверей, а также противосолнечные козырьки.
Конечно, и недостатки были. Воздуходувка у «Эмки» отсутствовала, так что зимой в машине бывало зябко, а летом салон охлаждался лишь за счет поворачивающихся форточек на передних дверях. Не облегчали управление машиной тяжелый руль, 3-ступенчатая КПП без синхронизаторов и тугие тормоза.
Зато в салоне была хорошая звукоизоляция, а передние сидения можно было регулировать.
Всего до 1941 г. изготовили почти 63 000 «Эмочек», и большинство из них использовались как служебные автомобили для партийного руководства, деятелей культуры, директоров заводов и офицеров. Но некоторые машины доставались гражданам СССР за особые заслуги.
Также наш герой стал базой для множества серийных и экспериментальных моделей ГАЗ. На его основе производились модификации для работы в такси:
Пикапы с индексом 415:
Трехосные автомобили, носившие индекс 25 и не ставшие серийными:
Версию со всеми ведущими колесами ГАЗ-61-73:
И болид, именованный ГАЗ-ГЛ1:
Но последние две машины – темы для отдельных статей, и к ним я однажды вернусь.
Хотя в 1941 г. выпуск этих автомобилей был прекращен, еще пару лет их собирали поштучно из доступных комплектующих, а выпущенные «Эмки» проработали практически до 50х гг. В частности, последние таксомоторы на базе М1 сдали свои позиции в 1947 г.
Сегодня некоторые экземпляры отреставрированы и выставлены в ряде музеев, один из которых – Музей истории Горьковского автозавода:
ГАЗ-М1 стал одним из символов индустриализации в СССР и настоящей легендой. Сегодня, к сожалению, нет таких автомобилей, к которым можно применить подобный эпитет.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!