Найти в Дзене
ТехноЕнот

Эрик Сабо и его машины будущего

Здравствуйте дорогие друзья, здесь ТехноЕнот и его команда!

Эрик Владимирович Сабо (14 августа 1933 — 12 апреля 2017) — легендарный автомобильный художник-конструктор (по современному автомобильный дизайнер) и автор облика многих известных нам советских машин. Кстати, говорю «облик» потому как в те времена в СССР не принято было использовать слово дизайн, был термин «техническая эстетика». Эрика Владимирович и другие наши отечественные авто дизайнеры обделены вниманием, вспоминают их нечасто. А мы вспомним.

Рассказ об Эрике Владимировиче в видео-формате смотрите в конце этой статьи
Рассказ об Эрике Владимировиче в видео-формате смотрите в конце этой статьи

Эрик Сабо окончил Московское художественно-промышленное училище (знаменитую «Строгановку»). И в 1957 году попал по распределению на Завод имени И. А. Лихачёва. Для проверки «профпригодности» вчерашнему студенту поручили обновить внешний вид передка советского лимузина ЗИС-110. Новый анфас настолько преобразил устаревший лимузин, что дизайнеру сразу же дали серьезное задание — разработать экстерьеры перспективных грузовиков ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.

-2

ЗиЛ-130 уже находился в разработке на предприятии, но был довольно «сырым». Из-под кульмана Эрика Сабо, если так можно выразится, вышел новый экстерьер грузовой машины. Он получился по тем временам довольно смелым и модным. Массивный капот, "глазастые" фары с нависающими бровками, характерная решетка радиатора, панорамное лобовое стекло. А еще родился фирменный голубой цвет для кабины, который стал настоящей визитной карточкой ЗИЛа на многие годы.

-3

Для любителей утверждать, что весь Советский авто дизайн «слизан» с иностранцев даю картинку. Вот американский Dodge серии C из 1956 года, который наиболее похож на ЗиЛ-130, но согласитесь, Зил намного красивее и спроектирован в соответствии с передовыми тенденциями моды того времени и технологических возможностей.

-4

Другое дело, что в условиях Советской плановой экономики, дизайн модельного ряда наших автомобилей не обновлялся и со временем устаревал. А новые разработки выходили опять-же с отставанием, но художники-конструкторы тут совершенно ни причём.

Настоящим творческим успехом Эрика Сабо стал проект многоместного автомобиля высшего класса. Не автобус и не микроавтобус, настоящая машина будущего. Не имеющая аналогов «Юность» в 1967 году завоевала главный приз на международной автобусной неделе в Ницце. Надо отметить, что работы над «Юностью» были начаты еще в 1959 году… в тайне от руководства ЗИЛа! Почему так? Очень просто, инициатором проекта выступали сами конструкторы завода – заказа на создание чего-то подобного "сверху" просто не было. Зато инициативу неожиданного поддержала комсомольская организация завода.

-5

Автомобиль и по сей день восхищает своим дизайном, ну меня во всяком случае точно! И самое главное, это оригинальная разработка и оригинальный дизайн, не заимствованный у иностранных дизайнеров.

Расставшись с ЗИЛом по принципиальным причинам, он перешёл в 1962 году в Специальное художественно-конструкторское бюро, где познакомился с талантливым художником Эдуардом Молчановым, создав с ним творческий тандем.

Разработанный ими концепт для Серпуховского мотозавода, «джипик» под названием «Шустрик», превратился в серийную «инвалидку» СМЗ-С3Д. Так хорошо известную всем нам. Совместно с Эдуардом сделали небольшой рестайлинг ЗИЛ-130, для того, чтобы освежить внешность 5-тонного автомобиля.

Интересно, что в 1959 году Эрик Сабо создал фантастическую машину для советского художественного фильма «Планета бурь».

Фантастический транспорт из фильма "Планета бурь"
Фантастический транспорт из фильма "Планета бурь"

Следующий и самый длительный этап творческой деятельности Эрика Сабо связан с НАМИ, где он возглавил сектор технической эстетики. Дизайн-проекты переднеприводного «Василька», «двухобъемного» таксомотора и интерьера кабины БелАЗа опережали возможности советской промышленности. Многие разработки были поистине «машинами будущего».

Но вот проектам обновленного ЛуАЗа и городских автобусов повезло чуть больше: спустя годы они все же воплотились в металле. А вот ереванский фургончик ЕрАЗ-3730 и тяжеловоз КрАЗ-250 не только попали на конвейер, но и принесли своему создателю «Свидетельства на промышленный образец». А это признак оригинальности разработки.

Перед «Олимпиадой 80» Эрик Владимирович лично составлял схему фирменной окраски автомобиля для доставки Олимпийского огня.

Олимпийский РАФ в Рижском мотор-музее
Олимпийский РАФ в Рижском мотор-музее

В конце своей деятельности Сабо преподавал автомобильный дизайн в Московском государственном машиностроительном университете на протяжении 20 лет. Он являлся членом Союза художников СССР и Союза дизайнеров СССР.

-9

Его имя навсегда останется в памяти тех, кто неравнодушен к истории отечественного автомобилестроения, какой бы горькой она не была. Это часть нашей с вами автомобильной истории и эпохи колёс Страны Советов.

Рассказ об Эрике Владимировиче в видео-формате

Авто
5,66 млн интересуются