Найти в Дзене
Судострой

Какое обновление готовят для научного рыболовного флота

Оглавление
Действующее научно-исследовательское судно "ТИНРО" / Фото: ВНИРО
Действующее научно-исследовательское судно "ТИНРО" / Фото: ВНИРО

Росрыболовству нужно десять новых научно-исследовательских судов (НИС). Планы подтвердил в четверг на пресс-конференции руководитель федерального агентства Илья Шестаков. Речь идёт о постройке семи среднетоннажных и трёх крупнотоннажных НИС. Средства в бюджете пока что выделены только на два судна из десяти. Блог "Судострой" предлагает читателям изучить подробнее грядущее пополнение научного флота.

Для чего

По словам Ильи Шестакова, научно-исследовательский флот необходим для проведения ресурсных исследований, с помощью которых можно подтвердить запасы морских живых ресурсов. В случае отсутствия исследований, нельзя гарантировать сохранность ресурсов. Есть и ещё одно возможное последствие отсутствия научных исследований – выпадение из общемирового регулирования.

Стоит отметить, что, согласно Конвенции ООН по морскому праву, прибрежное государство самостоятельно определяет допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне. В открытом море научные данные являются основой для совместной разработки государствами мер по сохранению и управлению запасами живых ресурсов.

При этом если государство не выполняет обязанности по сотрудничеству в отношении сохранения и управления морскими ресурсами, оно имеет все шансы лишиться права на промысел таких ресурсов.

Пока что флот филиалов Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО, управляется Росрыболовством) выполняют госзадание в полном объеме, однако суда устаревают как физически, так и морально и требуют обновления.

На данный момент запланирована постройка новых НИС двух типов.

Среднетоннажные

НИС проекта 17050 / Иллюстрация: ПКБ "Петробалт"
НИС проекта 17050 / Иллюстрация: ПКБ "Петробалт"

Среднетоннажные суда будут строить по проекту 17050. Технический проект был разработан по заказу ВНИРО Ленинградским судостроительным заводом "Пелла" при участии ПКБ "Петробалт" в 2020 году.

Заказ на строительство двух первых среднетоннажных НИС получил Невский судостроительно-судоремонтный завод (входит в ОСК) в Ленинградской области. Осенью 2020 года Невский ССЗ стал единственным участником конкурса на постройку двух судов за 5,9 млрд рублей.

Судно проекта 17050 предназначено для комплексных рыбохозяйственных и океанографических исследований. Для этого на судне предусмотрены лаборатории гидробиологии, гидрологии, аналитическая лаборатория, рыбоперерабатывающий цех.

Длина судна проекта 17050 составляет 54 м, ширина – 13,6 м, осадка – 6 м, скорость – 14 узлов, мощность – 3200 кВт, автономность – 20 суток.

Ввести в эксплуатацию оба судна планируется в 2023 году. Всего же в планах Росрыболовства построить семь среднетоннажных НИС. Для оставшихся пяти единиц в настоящее время ведутся поиски источников финансирования.

Крупнотоннажные

Модель НИС проекта 23460 / Фото: Судострой
Модель НИС проекта 23460 / Фото: Судострой

Проект крупнотоннажного НИС, получивший номер 23460, был разработан конструкторами нижегородского "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" в 2018 году. Однако до строительства судна дело пока так и не дошло. Причина банальна – отсутствие финансирования.

Хотя завод-строитель в данном случае уже известен. Это Северная верфь. Согласно поручению главы государства, должно быть построено три крупнотоннажных НИС. Закладку первого судна в Росрыболовстве ожидают в 2021-22 годах.

По сравнению с судном проекта 17050, НИС проекта 23460 имеет более серьезное оснащение. На судне предусмотрено размещение вертолета, беспилотного летательного аппарата, батискафа и телеуправляемого необитаемого подводного аппарата.

Длина судна проекта 23460 составляет 121,2 м, ширина – 27,2 м, осадка – 8 м, скорость – 15 узлов, водоизмещение – 14 тыс. тонн.

Предполагается, что такое судно сможет работать в любом районе Мирового океана, включая Арктику и Антарктику.

Напоследок следует отметить, что рассматривались и другие проекты рыболовных НИС. В частности, в 2019 году по заказу ВНИРО норвежским бюро Kongsberg было разработан концепт-проект UT-844 WP среднетоннажного судна длиной 71,4 м. Однако дальнейшего развития данный проект пока не получил.