===
===
В 2007 году на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) началось производство необычной для него техники – это был промышленный трактор с заводским индексом «ТС-10» (тяговое усилие 10 тонн).
Гусеничный бульдозер ТС-10 предназначен для выполнения строительных работ на грунтах 1 – 3 категорий, а также (с предварительным рыхлением) на мёрзлых грунтах и лёгких скальных породах.
===
На трактор-бульдозер ТС-10 устанавливался дизельный V-образный шестицилиндровый двигатель ЯМЗ-236М2-4 производства Ярославского моторного завода.
Объём двигателя составляет 11 литров, номинальная мощность – 180 лошадиных сил при 2100 об/мин, максимальный крутящий момент – 667 Нм при 1250 – 1450 об/мин.
---
Емкость топливного бака составляет 300 литров, минимальный удельный расход топлива – 157 г/л.с в час.
===
Трансмиссия – гидростатическая Bosh Rexroth, с регулируемой гидрообъёмной передачей, двухдиапазонная (рабочий и транспортный режимы), двухконтурная (с независимыми контурами левого и правого бортовых редукторов).
Поворот и разворот на месте осуществляется бесступенчато, при помощи гидромеханической системы управления насосами.
===
===
Максимальная транспортная скорость трактора составляет 9 км/ч, рабочая скорость при максимальном тяговом усилии – не менее 1,8 км/ч.
Ходовая часть трактора – полужёсткая, с балансирной балкой и с шестью опорными катками и одним поддерживающим на каждой гусеничной тележке.
Надо отметить, что ходовая система трактора ТС-10 унифицирована с аналогичными узлами тракторов Челябинского тракторного завода.
---
===
На трактор ТС-10 установлен полусферический неповоротный отвал с гидроперекосом, массой 3,5 тонны. Ширина отвала составляет 3,2 метра, высота – 1.2 метра, объём призмы волочения – 4,5 кубометра.
Также на трактор устанавливался однозубый рыхлитель массой 1.2 тонны (максимальное заглубление – 650 мм).
Эксплуатационная масса гусеничного трактора ТС-10 составляет 12 тонн (с бульдозерно-рыхлительным оборудованием – 16 тонн).
---
===
Кабина трактора – каркасного типа с системой защиты ROPS\FOPS и двухрежимным отопителем. Кроме того, кабина сделана откидывающейся – для облегчения доступа к узлам и агрегатам.
Управление рабочими органами осуществляется двумя рукоятками, управление гидроприводом – электрогидравлическое, при помощи джойстика.
===
💥 Самое интересное в этом бульдозере это то, что разработан он был в России в 2004 году – на заводе «Челябинские строительно-дорожные машины» (ЧСДМ), и назывался ТС-10 «Добрыня».
А поскольку ЧСДМ входил в российскую промышленную группу «ГАЗ», то владелец группы, который в то время был также «хозяином» Харьковского тракторного завода, решил организовать производство этой техники и на Украине.
---
===
Вот такая любопытная получилась история, в которой экономические интересы приводят к хорошему результату, независимо от политической конъюнктуры.
===
Рекомендуем почитать: Что получится, если «скрестить» два гусеничных трактора: спецтехника Кропоткинского машзавода
-----