12 июля 1951 года сошел с конвейера первый мотоцикл, носивший гордое имя «Минск». Мотоцикл был простым, красивым и надежным. Многие десятилетия он оставался для многих начинающих мотоциклистов первым транспортным средством.
История “Минска”, берет свое начало в далеком 1945-ом году. Он стал годом рождения Минского мотоциклетно-велосипедного завода (ММВЗ). Построили, точнее — отстроили, его на месте полуразрушенной галантерейной фабрики в столице Белорусии. С осени 1945 года там начались масштабные мероприятия по восстановлению немногих производственных зданий и вспомогательных помещений. Работы велись в авральном режиме, страна остро нуждалась в технических средствах различного профиля и на будущий завод возлагались серьезные ожидания.
В то же 1945-ом году по решению союзников, любое немецкое предприятие, поставлявшее вооружение Вермахту, подлежало демонтажу. Поэтому в качестве компенсации ущерба, нанесённого народному хозяйству СССР, в страну были вывезены техническая документация и оборудование с завода DKW в городе Цшопау, расположенного в советской зоне окупации.
Но работы всё равно было много — надо было перевести документацию на русский язык, подобрать аналоги из отечественных материалов, наладить производство комплектующих.
В 46-ом году на Минском мотоциклетно-велосипедном заводе начался выпуск велосипедных деталей, а через два года цеха выдавали по семь тысяч готовых экземпляров в год. В Москве отметили нарастающие темпы предприятия, поэтому в 1951-ом году было решено выдать им задание о выпуске мотоцикла, который в будущем станет известной всем моделью “Минск”. Прототипом будущему "Минску" послужила немецкая модель DKW RT125, стоявшая на вооружении Вермахта с 1941 года.
Выпуск модели RT125 начали в Коврове («К-125») и в Москве («М1А»).
В 1951 году был выпущен первый минский мотоцикл «М1А» — компактный и одноместный, с неподрессоренным задним колесом — удары смягчали две спиральные пружины седла. Спереди применялась параллелограммная вилка с одной пружиной, 19-дюймовые колёса со штампованными стальными ступицами. Цилиндр двигателя отливался из чугуна, простой сетчатый воздухофильтр был снабжён пусковой сетчатый воздухофильтр был снабжён пусковой заслонкой, электрооборудование включало генератор постоянного тока и аккумулятор. Мотор работал на бензине А-66, в трансмиссии было три передачи. На девяти литровом баке удавалось проехать до 400 км, в значительной степени из-за отсутствия задней подвески, что ограничивало скорость 40-50 км/ч (хотя максимальная скорость составляла 70 км/ч). Размерность двигателя (диаметр цилиндра / ход поршня) составляла 52 / 58 мм, она осталась неизменной вплоть до наших дней.
Первые мотоциклы в Минске собирались из московских комплектующих, чем объясняется надпись «Москва» на бензобаке. Мотоцикл «М1А» (в народе его окрестили «Макакой») даже сегодня выглядит пропорционально и изящно, несмотря на отсутствие каких-либо облицовок.
Об удачности выбора прототипа говорит тот факт, что к 1950 году восемь заводов в семи странах выпускали копии этой немецкой модели. В том числе такие именитые мотоциклетные компании как BSA, Harley-Davidson, Royal Enfield и Yamaha.
Появившийся в 1956 году модернизированный мотоцикл M1M, выделялся оригинальной формой глубоких сварных крыльев. Он получил маятниковую подвеску заднего колеса с пружинными амортизаторами и фрикционными демпферами (гашение колебаний осуществлялось за счет сухого трения между шайбами). Параллелограммная передняя вилка уступила место короткорычажной толкающего типа с пружинными амортизаторами. Теперь подвеска стала очень мягкой; отмечалось даже, что на плохих дорогах она ухудшала устойчивость. На мотоцикле впервые применили электрооборудование, работавшее на переменном токе. Чуть выросла мощность двигателя за счет изменения технологии изготовления продувочных каналов в чугунных цилиндрах, повышении степени сжатия и применения другого карбюратора. А глушитель лишился типичного для довоенных мотоциклов «рыбьего хвоста».
В 1961 году конструкторы модели M-103 обобщили набранный ими опыт проектирования, опыт участия в спортивных соревнованиях и опыт длительной эксплуатации. Получился «Конек-Горбунок», на котором была установлена телескопическая вилка с «гидравликой». Гидравлические амортизаторы применялись и в подвеске заднего колеса. Крылья снова стали профилированными и не такими глубокими, как прежде. Вместо сетчатого воздухофильтра установили контактно-масляный, значительно улучшивший очистку воздуха и увеличивший долговечность деталей двигателя. Считается, что M-103 был самым простым минским мотоциклом. Хотя его допустимая нагрузка составляла 150 кг, сиденье было одноместным, седло и подножки для пассажира нужно было покупать отдельно.
В августе 1964 года начинается выпуск новой модели мотоцикла М-104. Модель отличается от предыдущей внешним видом: двойное седло подушечного типа, облицовочные панели возле карбюратора и подседельной части рамы, также проведены работы по улучшению характеристик двигателя. Мощность 5,5 л.с.
В конце 1967 года на рынок выпущена новая модель М-105. Проведена работа по повышению мощности и надежности мотора: усилена рама, введена защита цепи главной передачи, внедрена новая ручка газа. Также проведена замена и модернизация цилиндропоршневой группы. Удалось поднять мощность до 7 л.с. при 5500 об./мин, скорость 80 км/ч. Главное новшество: четырехступенчатая коробка передач.
1971 год. Начато производство модели М-106. «Минск М-106» ММВЗ воплотил в себе тот дух свободы, что витал в воздухе 60-х годов. Он существенно отличался от своего предшественника – модели «Минск М-105», несмотря на то, что, в сущности, являлся его прямой доработкой. Двигатель на 123 кубических сантиметра имел мощность в 9 лошадиных сил при 5,5 тыс. оборотов в минуту. Топливный бак мотоцикла был рассчитан на повышенный объем горючей смеси – 12 литров. Модель, выпущенная заводом в 1971 году, развивала максимум скорости, соответствующий 85 км/час.
Особое внимание конструкторы предприятия уделили техническому дизайну и комфортности. Помимо того, что новый мотоцикл приобрел привлекательный внешний вид, он получил немалое по тем временам преимущество – багажник, который так полюбился советским покупателям, что было принято решение ввести это новшество в стандартную комплектацию этой и всех последующих моделей.
В этом же году была выпущена экспериментальная модель мотоцикла М-106.
В 1973 году появляется новая модель – мотоцикл ММВЗ-3.111.
Он выделялся современным и модным внешним видом. Впервые принята новая маркировка мотоцикла:
ММВЗ – завод изготовитель
3- класс мотоцикла (до 125 куб.см)
1 – тип мотоцикла (дорожный)
11 – заводской номер модели
В этой модели установлены новые шины на 18'' с алюминиевыми ступицами, мощность доведена до 9,5 л.с., максимальная скорость 90 км/ч. Скорость выросла до солидных 95-ти км/час. Появился переключатель света на дальний и ближний, а также указатель поворотов.
Этот мотоцикл получил “Знак качества СССР”. Также была выпущена модель “Спорт”, который обладал двигателем мощностью в 12 л.с.
В июне 1980 г. на рынок выходит самая популярная модель ММВЗ-3.112.
Данный мотоцикл внешне был похож на своего предшественника, но по ряду параметров его превосходил. Он “сбросил” вес на семь килограмм, при этом увеличив грузоподъемность на десять. Стал более комфортным в езде. Скорость осталась та же, но мощность двигателя теперь была на уверенных 12-ти л.с. Выпускался с 1980-го по 1995-ый года. Был сделан ряд модификаций, которые, в основном, предназначались для сельской местности. Самые известные модели носили название "Лидер", "Спутник", "Пионер", "Лесник". Была достигнута мощность 12 л.с. при 7 000 об/мин.
Модельный ряд
Дорожные мотоциклы: Минск М1А Москва, Минск М1М, Минск М-103, Минск М-104, Минск М-105, Минск М-106, ММВЗ-3.111, ММВЗ-3.115, ММВЗ-3.112, ММВЗ-3.113, ММВЗ-3.114, ММВЗ-3.119, ММВЗ-3.119 Лесник, M1NSK М 125, M1NSK C 125, M1NSK C4 125, M1NSK C4 200, M1NSK C4 250, M1NSK R 250, M1NSK CX 200, M1NSK D4 125
Эндуро: M1NSK М 125Х, M1NSK X 200, M1NSK ERX 250, M1NSK TRX 300i
Спортивные мотоциклы: ММВЗ-3.111С Спорт, Минск М-201К, Минск М-201М, Минск ШК-125, Минск М-205, Минск М-213, Минск М-211, ММВЗ-3.221 Кросс, ММВЗ-3.216, ММВЗ-3.225, ММВЗ-3.227, ММВЗ-3.232 (5.232), M1NSK RX 250, M1NSK RX 450
Малосерийные, экспериментальные: Минск М-101, Минск М-106 Поларис, Минск М-107, ММВЗ-3.1133 Люкс, ММВЗ-2.601 Кадет, ММВЗ-2.153 Гриф, ММВЗ-2.152, M1NSK TRX300i Police
Минские мотоциклы стремительно набирали популярность как в СССР, так и на внешних рынках. Их поставки производились в 45 стран мира, а общее количество превысило 6,5 млн.
Уже с первых лет марка принимает активное участие в мотоспорте, преимущественно в кроссе и кольцевых гонках. Первый кроссовый «Минск М-201К» и эндуро «М-201М» были созданы в 1956 году. Три образца первого шоссейно-кольцевого ШК-125 с рекордным для того времени 23-сильным двигателем были произведены в 1961 году.
Десятилетие спустя появился первый гоночный шоссейно-кольцевой мотоцикл с развитым обтекателем М-211, за которым последовали ММВЗ-3.216 (1977) и ММВЗ-3.227 (1986).
Достоинства и недостатки советских моделей марки "Минск"
Достоинства:
• Легкий, динамичный мотоцикл;
• Cкрoмнaя мacca. Вec мoтoциклa Минcк 125 пoзвoляeт c лёгкocтью вoрoчaть бaйк дaжe нeвыcoким и нe cлишкoм физичecки крeпким бaйкeрaм.
• Не требует установки АКБ;
• Надежный двигатель, который способен выдерживать даже самые тяжелые нагрузки;
• Простой в эксплуатации и ремонте;
• При правильном уходе способен прослужить еще не один десяток лет;
• Доступность запчастей (запчасти на него стоят относительно дешево, если сравнивать с Китайскими мопедами).
Недостатки:
• Вибрация мотора, которая вызвана конструкцией самого двигателя;
• Довольно шумная робота двигателя;
• 2-тaктный двигaтeль. Зaливaя в бaк бeнзин нa AЗC, нужнo дoливaть тудa жe мoтoрнoгo мacлa. К тoму жe рecурc 2-тaктныx мoтoрoв нeвeлик.
• Масляной выхлоп, который сильно дымит;
• Не экологичный.
Как видно из сравнения, плюсов у "Минчанина" ощутимо больше, чем минусов. А что касается экологичности, то надо помнить что это техника времен СССР и стандарты тогда были совсем иными, нежели сейчас.
Заключение
За первый год существования марки было выпущено 3000 мотоциклов. «Минскачи» быстро завоевали сердца потребителей. Долгий срок службы, ремонтопригодность и высокая проходимость обеспечили технике успех не только в нашей стране, но и за рубежом. За свою историю мотоциклы «Минск» поставлялись в 45 стран мира. С 1951 года реализовано более 6,5 миллионов экземпляров.
Надежность и неприхотливость минских мотоциклов сделали марку Минск культовой во Вьетнаме, который стал самым обширным экспортным рынком. Вьетнамский фан-клуб мотоциклов Минск с 1988 года. проводит сборы поклонников марки, которые ежегодно привлекают более тысячи человек. На съёмках программы Top Gear Vietnam Special мотоциклом Минск управлял Ричард Хаммонд.
Выпуcкaвшиеся дecятки лeт нaзaд мoтoциклы марки "Минcк" нecпрocтa пoльзoвaлись тaкoй пoпулярнocтью. Дocтaть их былo прoщe, чeм "Вocxoд" или "Урaл", дa и cтoили oни дeшeвлe, a блaгoдaря прocтoй, нo oчeнь живучeй кoнcтрукции эти агрегаты oтличнo пoдxoдили для caмыx рaзныx цeлeй. Ктo-тo иcпoльзoвaл "Минск" в кaчecтвe "рaбoчeй лoшaдки" в рoднoй дeрeвнe, в тo врeмя кaк другиe мoтoциклиcты eздили нa нём пo вceму Coвeтcкoму Coюзу.
В отличие от большинства советских коллег-предприятий, с началом 90-ых мотоциклетный завод выпускающий марку "Минск" не пришел в упадок. Бренд «Минск» остался современной легендой, переживший более полувека постоянного развития. Марка сохранила все то, за что ее любили и любят мотоциклисты, и по сей день не отстает от прогресса и современных тенденций.