Найти тему
Петр Власов

2МВ: «Железные гробы» - танки Италии

«Страшный итальянский монстр» L6/40 в бою…
«Страшный итальянский монстр» L6/40 в бою…

Танковые войска Италии накануне и в ходе 2-й мировой войны были наиболее отсталыми среди армий ведущих европейских государств, участвовавших в этой войне. Обладавшая относительно ограниченными ресурсами Италия в 30-е годы все свои силы сосредоточила на создании мощного военно-морского флота, задачей которого было превратить Средиземное море в «маре нострум» («наше море»). Соответственно, средств и материалов на разработку современных танков и их массовое производство у итальянцев уже не хватило. Именно поэтому они встретили начало войны фактически без настоящих танков. На вооружении Италии к тому времени находились лишь устаревшие легкие танкетки, в реальности представлявшие собой почти бесполезный хлам. А в ходе боевых действий, при неизбежной штурмовщине в деле разработки новых образцов, в условиях катастрофической нехватки материалов и финансов, итальянские конструкторы так и не смогли создать танк, который бы соответствовал по качествам требованиям времени. Недаром американцы, впервые столкнувшиеся с бронетанковыми войсками Италии при высадке на Сицилии, обозвали итальянские танки «железными гробами».

Легкий танк «Фиат 3000» (1920 г)

-2

Конструкция, производство:

Легкий танк с вращающейся клепаной башней и клепаным корпусом; создавался по образцу французского танка 1-й мировой войны «Рено» FT-17. Существовало 2 модификации: пулеметная «Фиат 3000 модель 21» (называлась также «Фиат 3000А») и пушечная «Фиат 3000 модель 30» (или «Фиат 3000В»). Несколько командирских машин имели радиостанции. Серийное производство: 1920-1923 гг.; всего построено 100 танков.

ТТХ танка «Фиат 3000 модель 30» («Фиат 3000В»)

Боевая масса: 5,5 т; броня: 6-16 мм; вооружение: 1х37-мм пушка. Двигатель: «Фиат» 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 64 л.с. Скорость (по шоссе): 24 км/ч; запас хода (по шоссе): 95 км. Преодолеваемые препятствия: высота стенки – 0,6 м; ширина рва – 1,5 м. Экипаж: 2 человека

Боевые качества:

Для 2-й мировой войны - безнадежно устаревшие машины. Клепка, крепившая броню, не выдерживала удара даже малокалиберного снаряда, из-за чего при попадании отваливался весь лист.

Боевое применение:

В середине 30-х годов - в Абиссинии (Эфиопии); во 2-й мировой войне – в Ливии и на Сицилии.

Танкетка L3 (CV3) 1933 г

-3

Конструкция, производство:

Малая безбашенная машина с неподвижной боевой рубкой и клепаным корпусом. Поначалу несла маркировку CV3, накануне 2-й мировой войны была переименована в L3. Серийное производство: 1933-1940 гг.; всего построено 1.300 танкеток.

ТТХ танкеток CV3/33 и 3/35:

Боевая масса: 3,2 т; Броня: 6-13,5 мм; Вооружение: 2х8-мм пулемета или 1х13,2-мм пулемет, иногда 1х20-мм пушка или огнемет. Двигатель: «Фиат» CV-3-005, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 43 л. с. Скорость (по шоссе): 42 км/ч. Запас хода (по шоссе): 120 км. Преодолеваемые препятствия: высота стенки – 0,65 м; ширина рва – 1,45 м; глубина брода – 0,7 м. Экипаж: 2 человека

Боевые качества:

В 30-е гг. в Абиссинии CV3 были грозной силой в борьбе с почти безоружными войсками африканцев, но во 2-й мировой войне эти легкобронированные машины несли огромные потери от огня противника. Очень уязвимыми их делала не только тонкая броня, но и клепаный корпус (заклепки просто «срезало» ударом снаряда). Вооружение танкеток, годившееся для борьбы с пехотой, не позволяло им бороться на равных с танками противника.

Боевое применение:

В 30-е годы и в начале 2-й мировой войны эти малые танкетки были основным видом вооружения танковых войск Италии. Применялись в Абиссинии и Испании (30-е гг.) и на всех фронтах 2-й мировой войны, где воевали итальянцы (в том числе и в России).

Легкий танк L6/40 (1936 г)

-4

Конструкция, производство:

Легкий танк с вращающейся клепаной башней и клепаным корпусом; поступал в войска с 37-мм пушкой, затем - с 20-мм автоматической пушкой. Производился с 1936 г - на экспорт; в итальянскую армию поставлялся с 1940 по 1942 г (283 танка).

ТТХ:

Боевая масса: 6,8 т. Броня: 6-30 мм, башня 40 мм. Вооружение: 1х20-мм автоматическая пушка (1х37-мм пушка на ранних танках) + 1х8-мм пулемет. Двигатель: SPA 18d, карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, жидкостный; 70 л.с. Скорость (по шоссе): 42 км/ч; запас хода (по шоссе): 200 км. Преодолеваемые препятствия: высота стенки – 0,7 м; ширина рва – 1,7 м; глубина брода – 0,8 м; экипаж: 2 человека.

Боевые качества:

Уже первые бои показали, что танк устарел, очень уязвим и не способен полноценно справляться с боевыми задачами. Везде, где L6/40 применялся, он нес серьезные потери.

Боевое применение:

Танки предназначались для экспортных продаж; итальянская армия затребовала их у фирмы-производителя после того, как с началом 2-й мировой войны стала очевидна слабость танкеток L3; предполагалась полная замена танкеток танками L6/40, однако низкие боевые качества этого танка заставили итальянцев отказаться от продолжения производства машины.

Танк широко использовался в боевых действиях в Северной Африке и Советском Союзе. При этом L6/40 был самой тяжелой машиной, которую итальянское командование отправило на Восточный фронт.

«Средний» танк М11/39 (1939 г)

-5

Конструкция, производство:

Танк с вращающейся клепаной башней и клепаным корпусом итальянское командование отнесло к классу средних, хотя по техническим характеристикам эта машина соответствовала легким танкам Германии и СССР. Серийное производство: 1939-1940 гг. Произведено – 100 танков

ТТХ:

Боевая масса: 11 т; Броня: 6-30 мм; Вооружение: 1х37-мм пушка, 2х8-мм пулемета «Бреда»; Двигатель: SPA 8TV-8, 8-цилиндр, V-образный, жидкостного охлаждения, 105 л.с.; Скорость (по шоссе): 33 км/ч; Запас хода (по шоссе): 120 км. Преодолеваемые препятствия: высота стенки – 0,8 м; ширина рва – 2 м; глубина брода – 1 м. Экипаж: 3 человека.

Боевые качества:

Эти машины отличались «новаторской» компоновкой вооружения: два спаренных пулемета «Бреда» калибра 8 мм устанавливались в башне кругового вращения, а 37-мм пушка — справа в передней части корпуса, что очень сильно ограничивало сектор ее обстрела. Такое расположение вооружения в сочетании с броней на заклепках делало М 11/39 одним из самых неудачных танков 2-й мировой войны. Единственным достоинством машины был дизельный (а не бензиновый) двигатель, из-за чего этот танк был менее пожароопасным.

Боевое применение:

С июля 1940 г в Восточной Африке и в Ливии.

Средний танк М13/40 (1940 г)

-6

Конструкция, производство:

Танк М13/40 был создан уже в ходе боевых действий путем переделки неудачного легкого «среднего» танка М11/39. Самыми важными изменениями стали: увеличение толщины брони и перемещение орудия из корпуса во вращающуюся башню; причем вместо 37-мм новый танк вооружили 47-мм пушкой, что несколько увеличило его огневую мощь. Серийное производство: 1940-1942. Произведено – 740 танков.

ТТХ:

Боевая масса: 14 т; Броня: 14-45 мм; Вооружение: 1х47-мм пушка, 3-4х8-мм пулемета «Бреда». Двигатель: SPA 8 TM40V-8, 8-цилиндр, V-образный, жидкостный, мощность 125 л.с. Скорость (по шоссе): 32 км/ч. Запас хода (по шоссе): 200 км. Преодолеваемые препятствия: Высота стенки – 0,8 м; Ширина рва – 2,1 м; Глубина брода – 1 м. Экипаж: 4 человека.

Боевые качества:

Сохранившаяся от предшественника - М 11/39 - отсталая конструкция с броней на заклепках делала М13/40 крайне уязвимым; боевая эффективность понижалась тем, что командир совмещал свои функции с работой наводчика орудия. К тому же М13/40 оказался совершенно непригоден для боев в Северной Африке. Мощности его двигателя не хватало для движения по зыбучим пескам пустыни, причем мотор перегревался и отказывал из-за набивавшейся в него пыли.

Боевое применение:

С 1940 – в Африке и на всех других фронтах, где были итальянцы (кроме советского фронта).

Средний танк М14/41 (1941 г)

-7

Конструкция, производство:

Средний танк М14/41 фактически являлся модификацией танка М13/40; его единственным серьезным отличием от предыдущей версии стал более мощный 145-сильный двигатель, оснащенный противопыльными фильтрами – версия создавалась для действий в Африке. Серийное производство: 1941-1943. Произведено – 729 танков.

ТТХ:

Боевая масса: 14,5 т; броня: 14-45 мм. Вооружение: 1х47-мм пушка, 4х8-мм пулемета «Бреда». Двигатель: SPA 15 TM41V-8, 8-цилиндр, V-образный, жидкостный, мощность 145 л.с. Скорость (по шоссе): 33 км/ч. Запас хода (по шоссе): 200 км. Преодолеваемые препятствия: Высота стенки – 0,8 м; Ширина рва – 2,1 м; Глубина брода – 1 м. Экипаж: 4 человека

Боевые качества:

Так как «новый» танк М14/41 фактически являлся тем же танком М13/40, только с другим мотором, то за исключением улучшившейся проходимости он сохранил все недостатки предыдущей версии.

Боевое применение:

С 1941 – в Африке и на всех других фронтах, где были итальянцы (кроме советского фронта).

Средний танк М15/42 (1942 г)

-8

Конструкция, производство:

Модель М15/42, «разработанная по опыту боев», фактически оставалась все тем же танком М14/41 (он же М13/40), с минимальным количеством изменений. Так, самой кардинальной переделкой, «новаторской фишкой» этого «современнейшего» танка стало отличное от предыдущих версий расположение аварийного люка (перенесен с левого борта на правый)!

Танк был «разработан» в конце 1942 г, в войска стал поступать в начале 1943. Всего произведено 265 танков М15/42.

ТТХ:

Боевая масса: 15,5 т; Броня: 14-42 мм. Вооружение: 1х47-мм пушка (длина ствола 40 калибров), 4х8-мм пулемета «Бреда». Двигатель: SPA15 ТВМ42 V-8, 8-цилиндр, V-образный, жидкостный, мощность 198 л.с. Скорость (по шоссе): 40 км/ч. Запас хода (по шоссе): 220 км. Преодолеваемые препятствия: высота стенки – 0,8 м; ширина рва – 2,1 м; глубина брода – 1 м. Экипаж: 4 человека.

Боевые качества:

Танк М15/42 был самым сильным танком армии Италии – но только на фоне остальных итальянских танков. Установленная на М15 длинная пушка 47/40 несколько повысила пробивную способность танка, однако к моменту внедрения М15 в войска это уже ничего не значило. Ведь к 1943 году танки противников Италии получили уже столь толстую броню, что попадание в них снаряда калибра 47-мм походило на удар дробины по слону. Фактически М15/42 представлял собой все тот же безнадежно устаревший танк с клепаным корпусом и такой же башней, броневые листы которого обычно просто срывало с места при попадании снаряда.

Боевое применение:

Так как М15/42 пошел в серию только в 1943 году; он «не поспел» на те участки фронтов, где сражались итальянцы, так как к тому времени армия Италии была вытеснена на свой полуостров. Поэтому немногочисленные М15 принимали участие только в обороне Сицилии и в боях в самой Италии.

2МВ: самоходные артиллерийские установки Италии

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх». И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…