Найти тему
Автомобильная Россия

Мотоцикл ИЖ с кузовом и 5-ю колесами, показываю необычную технику

В 1961 году конструкторский отдел Ижевского мотозавода начинает разработку грузовой версии мотоцикла на базе ИЖ-Планета. Ответственным за проект назначают Г. М. Моряковцева. Изначально планировалась, что специальная модель будет выполнять функцию по транспортировке небольшого объема грузов по территории предприятия. К этому моменту мотозавод увеличился до внушительных размеров. Поэтому межцеховое перемещение комплектующих было просто необходимо.

Первые версии были на базе Планеты-3, а это уже рестайлинговая версия мотогрузовичка.
Первые версии были на базе Планеты-3, а это уже рестайлинговая версия мотогрузовичка.

Реализация новой спецверсии грузового ИЖ-Планета для нужд обычных граждан не планировалась. Поэтому объем выпуска был небольшим. Мелкосерийное производство продолжалось вплоть до 1974 года. Пятиколесные агрегаты попадали на службу в почту и другие госструктуры, где требовалась перевозка небольшого количества грузов на короткие расстояния.

Довольно интересная грузовая платформа состоит из множества труб с различной степенью изгиба.
Довольно интересная грузовая платформа состоит из множества труб с различной степенью изгиба.

Конструкция грузового модуля была такова, что поставить его на любую Планету не получалось, поскольку рама и усилители грузовой платформы были неразъемными элементами (сварными). К более универсальному формату грузового модуля в Ижевске придут гораздо позже, о чем я уже писал. Сам кузов деревянный с откидным задним бортом.

Сзади вид настоящего грузовика с двухскатными колесами.
Сзади вид настоящего грузовика с двухскатными колесами.

По сути, грузовая Планета стала первой попыткой создать подобный тип транспортного средства. Конструктивные решения могут показаться довольно спорными. В качестве силового агрегата использовали обычный мотор и коробку от Иж «Планета», но крутящий момент передавался на задние колеса с помощью специального редуктора.

Раздаточная коробка от обычной "инвалидки". Сверху видна тяга включения задней передачи.
Раздаточная коробка от обычной "инвалидки". Сверху видна тяга включения задней передачи.

Для мотоцикла редуктор изобретать не стали, а взяли уже готовое решение от мотоколяски Серпуховского мотозавода. Использование трансмиссии от "инвалидки" позволило получить задний ход, который включался специальным рычагом.

Пассажирские места не предусмотрены, только водитель.
Пассажирские места не предусмотрены, только водитель.

Пожалуй довольно интересным решением стали задние колеса. Как на настоящем грузовике скаты были сдвоенными. Видимо такую схему придумали для увеличения грузоподъемности. Задние колеса позаимствовали от мотороллера "Вятка" ВП-150.

Почти стандартная панель приборов, но с дополнительным датчиком температуры.
Почти стандартная панель приборов, но с дополнительным датчиком температуры.

Для двигателя была предусмотрена дополнительная воздушная система охлаждения с кожухом и вентилятором. Но на образце, который я рассматривал в Музее техники Вадима Задорожного кожуха не было. Видео обзор необычного мотоцикла смотрим далее.

Ну как вам такой агрегат?