Найти в Дзене
ПроМашины

LADA Xray - почему он сгинул или ещё раз о вредителях от маркетинга

Оглавление

Приветствую подписчиков и читателей моего канала. Модель Xray буквально неделю назад со своего сайта убрал АвтоВАЗ. LADA Xray теперь история, хотя автомобилей выпустили приличное количество и ещё даже можно успеть купить новый. Снятие "Иксрея" с производства не стало большой неожиданностью. Еще в середине 2022 года было заявлено, что возобновление производства модели Xray ожидать не стоит и проект теперь окончательно закрыт.

Понятное дело, что остановка производства модели Xray, как и других моделей LADA, была связана с нарушением цепочки поставок необходимых комплектующих. Но если судьба Весты не вызывала опасений, то судьба LADA Xray была предрешена.

На самом деле, на мой взгляд, LADA Xray на тот момент, когда она из коцепта превратилась в серийный автомобиль, была уже обречена. И тут на самом деле все очень просто

Предыстория Лады Иксрэй

Так уж исторически сложилось, что у нас долгое время слово "Автомобиль" и слово "Жигули" были синонимами. АвтоВАЗ всегда был в приоритете, а другие заводы поддерживались по остаточному признаку. Так было во времена СССР, так продолжается и в российский период истории завода. Мы сейчас не говорим о том, насколько это правильно, или не правильно. Суть в другом. Суть в том, что завод как-то должен оправдывать "оказанное ему высокое доверие" и предлагать какие-то новинки и быть, так сказать, в авангарде.

Внешний вид прототипа очень впечатляет...
Внешний вид прототипа очень впечатляет...

И они пытаются. Впервые подробно о проекте LADA XRAY я услышал в какой-то радиопередаче с Александром Пикуленко. Это было примерно в начале 10-ых годов. Он тогда очень интересно и с восхищением рассказывал о том, какой интересный автомобиль готовит для нас АвтоВАЗ. Вот мол, это будет новое слово в отечественном автомобилестроении, мол сколько можно уже эксплуатировать старушку Ниву? Пора выпускать настоящий внедорожник, ну хорошо - не внедорожник, но вполне приличный кроссовер.

... как и его интерьер
... как и его интерьер

И было от чего тогда восхищаться. Были показаны рисунки автомобиля, а потом и кузовные прототипы. Надо сказать, что выглядело все очень неплохо. Эдакие крепыш в стиле Ниссановского Джука.

А это серийные автомобиль. Тут всё достаточно просто
А это серийные автомобиль. Тут всё достаточно просто

Про платформы было сказано, что это будет совместная разработка с французами. Эдакий гибрид нашей платформы с французским B0. Так оно практически и получилось. В конечном итоге автомобиль получил фирменный X стиль, который знаком нам по Весте. Собственно говоря, я сейчас знаю два вазовских Х-автомобиля. Это сам Xray и Vesta. Ну да, зануды скажут еще про рестайлинговую Гранту. Но всё-таки нет. Гранта полностью не тянет на X стиль.

Внешность, в общем, тоже мало общего имеет с концептом. Получился эдакий сводный брат Sandero
Внешность, в общем, тоже мало общего имеет с концептом. Получился эдакий сводный брат Sandero

Ну еще было обещано, что Xray будет полноценным внедорожником, будет доступен и полный привод, хоть и не сразу. Еще автомобилю пообещали новый мощный мотор. Я так понял, что новый "мощный мотор" вылился в печально известный ВАЗовский мотор с индексом 21179. Этот двигатель при таком объеме развивал весьма средние 122 л.с., но хуже то, что некоторые экземпляры страдали повышенным масляным аппетитом и были менее надежны, чем 16-клапанные двигатели объема 1.6 л. Новый мотор 1.8 л. так и не стал по настоящему массовым. Львиная доля, что Вест, что Иксреев комплектовались 1.6 литровым ВАЗовским, а затем и 1.6 литровым Рено-Ниссановским мотором с индексом H4M. С последним вариантом автомобиль, в конечном итоге, предлагался только в версии с вариатором.

...Но что-то пошло не так

По мере приближения к конвейеру автомобиль всё упрощался и упрощался. От брутального и футуристичного дизайна отказались в пользу того, что мы и видим сейчас. Никто уже и не вспоминал и о полном приводе. С "Хреем" случилась интересная штука. Автомобиль из амбициозного проекта превратился в практически полную копию французского Renault Sandero. И если LADA Vesta это, всё-таки, совместная разработка с французами и она наполовину самобытна, то LADA Xray это фактически полный клон Sandero. Кузов только другой немного.

Ну и плохим Ладу Иксрей назвать нельзя. Каких-то явных промахов у автомобиля нет
Ну и плохим Ладу Иксрей назвать нельзя. Каких-то явных промахов у автомобиля нет

Почему так произошло? Я думаю, что причин несколько. Как-то часто и бывает - сыграла свою роль и экономическая составляющая, много сил было потрачено на Весту, и надо признать удачно. Сыграли роль и сроки. Не было особо времени долго морочиться с дизайном и с технической начинкой. Ну и есть ещё момент, о котором многие забывают или сознательно не упоминают - Это внутренние интересы собственника. Похоже, что в Renault не хотели заниматься внутренним каннибализмом и супер-удачный Xray им был просто не нужен. Представляете, что бы могло получиться, если бы АвтоВАЗ предложил бы покупателям недорогой и практичный полноприводный хэтчбек по цене чуть дороже Sandero?

Что получилось в итоге

А получился просчёт маркетологов. LADA Xray так и не стал популярным автомобилем. Это получился выстрел, что называется, мимо рынка. С самого начало было непонятно - кто конечный покупатель этого автомобиля? В этом классе была сильная конкуренция. Полноценным кроссовером Xray, всё же, нельзя было назвать. Не способствовали этому ни габариты, ни отсутствие полного привода, который нельзя было заказать, пусть и за большую переплату.

Полного привода нет, но вот по такой пересечёнке вполне можно полазить, особенно в версии Cross.
Полного привода нет, но вот по такой пересечёнке вполне можно полазить, особенно в версии Cross.

Автомобиль встал на конвейер в 2015 году и показал весьма слабые результаты продаж. Продавалось в среднем 2.5-3 раза меньше "Хреев", чем "Вест". Лишь в 2017 году модели удалось сократить отставание и выбраться в ТОП-10 самых продаваемых моделей. Неплох был и 2018 год.

В дальнейшем дела только ухудшались. LADA Xray продавался всё хуже и уже в 2020 году поползли слухи о том, что руководство завода пришло к выводу о необходимости сворачивания программы Xray, что и произошло в 2022 году. Всего за все время, с 2015 по 2022 год было выпущено порядка 130 тыс. машин. А для сравнения - LADA Vesta только в 2018 году разошлась 108-ми тысячным тиражом.

Почему так...?

Был ли LADA Xray плохим автомобилем? Конечно же нет! Просто он оказался не в то время и не в том месте. ВАЗовцы не смогли предложить вместе с Xray тот набор потребительских качеств, которые от него ждали.

Взять для сравнения ту же Весту. В ней те же моторы, коробки передач, итд. При этом Веста и больше по салону и вместительнее по багажнику, чем Xray. Да и дизайн у Весты более симпатичный (хотя о вкусах не спорят). Вот если бы у Xray был полный привод, тогда целевая аудитория могла бы быть больше в разы. А так.... получается, что можно выбрать Sandero или ту же Весту. Что мог предложить Xray, чего не было у этих двух? Да пожалуй, что и ничего....

Но мне жаль, что "Иксрея". Больше не будет. На нашем скудном теперешнем автомобильном рынке лишняя модель точно бы не повредила. Касательно меня, то я бы выбрал Xray, а не Sandero. У Иксрея после рестайлинга наконец-то стало возможно отрегулировать руль не только по наклону, но и по вылету, чего так и не сделали у Sandero. А если еще бы при хорошей цене предложили бы версию с мотором H4M на вариаторе, то вообще красавцами бы были. Эх - Мечты, мечты...

При привлекательной цене, чем бы плох был Xray?

А как считаете вы? Поделитесь в комментариях!

Если понравилась статья, то палец вверх и подписка! Будем и дальше стараться во всем объективно разбираться!