Найти в Дзене
История транспорта

Ту-154 в Армянском управлении гражданской авиации

Ереванский аэропорт «Звартноц» принимал самолеты Ту-154 других управлений гражданской авиации с 1975 года. А в марте 1976 года руководство Армянского управления гражданской авиации обратилось в МГА с предложением начать эксплуатацию этого лайнера в Ереванском ОАО. Ведь по графику вывод Ил-18 из флота АУГА планировалось приозвести в 1979 году, а Ту-134, работавший в Ереване в те годы параллельно с Ил-18, не обеспечивал ни должной пассажировместимости, ни дальности беспосадочного полета для полноценной замены «восемнадцатых».

Но, как считали многие в Москве, летный и инженерно-технический персонал Армянского УГА к освоению такой сложной машины как Ту-154 не был готов. В особенности, сомнения у руководства министерства вызывал уровень летной и технологической дисциплины: у всех на памяти еще были тяжелые авиационные происшествия с самолетами Ил-18 в конце 60-х и начале 70-х годов и катастрофа Ту-134 в Аммане в 1973 году, а также случаи опасных предпосылок к летным происшествиям, которые происходили здесь еще относительно недавно.

Однако новый начальник Армянского УГА Д. Атбашьян проявил недюжинное упорство в достжении поставленной цели. Был значительно усилен контроль выполнения каждого полета, произведены кадровые изменения в отрядах и в управлении, в летных подразделениях стало больше внимания уделяться технической учебе и проверке знаний аэродинамики, конструкции самолетов, двигателей и правил их эксплуатации.

В результате показатели безопасности полетов управления стали постепенно расти, и Москва утвердила вопрос эксплуатации Ту-154 в Ереване. Вскоре летный состав из Еревана отправился в Ульяновскоую школу высшей летной подготовки для переучивавния на Ту-154.

И вот, 30 марта 1977 г. экипаж Д. Атбашьяна, с инструкторским экипажем В. Самаркина из Ульяновской ШВЛП, приняли на Куйбышевском авиазаводе первый самолет Ту-154Б с бортовым номером СССР-85200 и перегнали его в Ереван. С утра следующего дня на этом самолете началось выполнение тренировочных, а вскоре и регулярных рейсов в московский аэропорт «Домодедово».

Первый Ту-154Б в Армянском управлении СССР-85200 в базовом аэропорту Звартноц. Фото: RedRipper24.
Первый Ту-154Б в Армянском управлении СССР-85200 в базовом аэропорту Звартноц. Фото: RedRipper24.

Д. Атбашьян, проходивший обучение в Ульяновске, приступил к вводу в строй других командиров Ереванского ОАО. Первым был М. Галоян (командир эскадрильи), потом Г. Сагателян (командир отряда), В. Гюмушан (командир УТО) и другие.

24 мая 1977 года в 279-й летный отряд поступил второй новый Ту-154Б СССР-85210, а 30 июня — СССР-85196. Флот из трех Ту-154Б позволил начать замену Ил-18 не только на рейсах в Москву, но и на рейсах в другие города СССР. 1 июля 1977 г. Армянское управление начало регулярную эксплуатацию самолетов Ту-154 рейсом 7217/7218 Ереван — Ленинград.

По состоянию на 31 декабря 1977 года в отряде числилось пять самолетов Ту-154Б: 85192, 85196, 85197, 85200 и 85210. К этому моменту все рейсы Ереван — Москва были переведены на обслуживание самолетами Ту-154.

В 1978 году на рейсах АУГА начинается массовая замена Ил-18 на Ту-154: 15 марта 1978 года на рейсе 7239/7240 Ереван — Свердловск — Иркутск, 15 мая 1978 года на рейсе 7105/7106 Ереван — Ташкент, 1 июля 1978 — на рейсе 7193/7194 Ереван — Киев.

Последним Ил-18 в Армянском управлении был СССР-75767, списанный 26 июня 1979 года, перелетевший «своим ходом» в город Ставрополь, где находится и поныне, украшая городской парк Победы.

Идет высадка пассажиров из Ту-154Б СССР-85162. Конец 70-х — начало 80-х гг.
Идет высадка пассажиров из Ту-154Б СССР-85162. Конец 70-х — начало 80-х гг.

К этому времени в Армянском УГА трудилось уже семь Ту-154Б, а 3 июля получен новый самолет Ту-154Б-2 СССР-85354, с получения которого началась подготовка летного состава к выполнению полетов по метеоминимуму II категории ИКАО. Первые летные тренировки своих экипажей к допуску по второй категории проводил Д. Атбашьян сначала в аэропорту Минеральные Воды, а затем, после сертификации ереванского аэропорта «Звартноц», и в базовом аэропорту.

Первый Ту-154Б-2 Армянского управления СССР-85354 в ереванском аэропорту Звартноц, начало 80-х годов.
Первый Ту-154Б-2 Армянского управления СССР-85354 в ереванском аэропорту Звартноц, начало 80-х годов.

Максимальное количество Ту-154 в Ереванском ОАО было в период с декабря 1983 по июль 1985 гг. - пятнадцать самолетов.

1 апреля 1984 года самолеты типа Ту-154 стал принимать второй аэропорт Армении — Ленинакан. В этот день Ту-154 стали выполнять рейс 921/922 Ленинакан — Москва по схеме: Ереван — Москва — Ленинакан — Москва — Ереван.

Ту-154Б-2 СССР-85403 279-го ло АУГА в аэропорту Звартноц, 1982 г. Авиареклама.
Ту-154Б-2 СССР-85403 279-го ло АУГА в аэропорту Звартноц, 1982 г. Авиареклама.

Во второй половине восьмидесятых годов Армянское управление приступило с освоению широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-86, который заменил Ту-154 на самых напряженных маршрутах АУГА: Ереван — Москва, Ереван — Ленинград и Ереван — Киев. Ту-154 переводились на другие направления. В частности, авиаторы Армении своими Ту-154 и экипажами стали выполнять рейсы из городов Украинского и Северо-Кавказского управлений в города Надым и Ноябрьск, где в те годы шла стройка нефтегазовых месторождений, а также нефте- и газопроводов.

Ту-154Б-2 СССР-85566 Армянского УГА в экспериментальной окраске 1986 года. Аэропорт Афины, ноябрь 1992 г. Автор фото: George Pantalos.
Ту-154Б-2 СССР-85566 Армянского УГА в экспериментальной окраске 1986 года. Аэропорт Афины, ноябрь 1992 г. Автор фото: George Pantalos.

Справочные данные:

Список Ту-154, когда-либо работавших в 279-м ло Армянского УГА с 1977 по 1991 гг:

85105, 85158, 85162, 85166, 85192, 85196, 85197, 85200, 85210, 85279, 85354, 85403, 85442, 85479, 85536, 85566.

Хронология открытия рейсов Армянского УГА из аэропорта Ереван:

Алеппо 1980, 1987

Алма-Ата через Ташкент 1979, 1988

Амман 1982

Бейрут 1978, 1982, 1985, 1987, 1988

Берлин 1986, 1987, 1991

Варна 1991

Ворошиловград 1988

Донецк 1988 — 1991

Иркутск через Свердловск 1978

Киев 1978 — 1991

Куйбышев 1982 — 1991

Краснодар через Минводы 1986

Краснодар 1988 — 1991

Ленинград 1977 — 1988

Львов через Симферополь 1986 — 1991

Минеральные Воды 1983, 1984, 1988 — 1991

Минск 1985, 1987, 1989 — 1991

Минск через Днепропетровск 1986, 1988

Москва 1977 — 1991

Новосибирск через Свердловск 1979 — 1991

Новый Уренгой через Донецк, Ульяновск 1986

Новый Уренгой через Киев, Челябинск 1986

Одесса 1982 — 1991

Омск через Куйбышев 1980 — 1983, 1991

Ростов на Дону 1980 — 1991

Прага 1986

Свердловск 1982, 1983, 1991

Симферополь 1979 — 1991

Сочи 1988

Ташкент 1978 — 1991

Хронология открытия рейсов Армянского УГА из аэропорта Ленинакан:

Москва 1984 — 1991

Хронология открытия рейсов Армянского УГА из аэропорта Ворошиловград:

Новый Уренгой через Куйбышев 1988

Хронология открытия рейсов Армянского УГА из аэропорта Донецк:

Новый Уренгой через Куйбышев 1988 — 1991

Хронология открытия рейсов Армянского УГА из аэропорта Краснодар:

Ноябрьск через Куйбышев 1988 — 1991

Спасибо за внимание.