Найти в Дзене
ОколоТехники

Ford Model T - первый народный автомобиль

Генри Форд и Модель Т
Генри Форд и Модель Т

Существует распространенное мнение, что VW Beetle был первым «народным автомобилем», но это не так. Задолго до этого был человек, которому удалось наладить массовое производство автомобилей, когда в мире еще не было ни огромных сетей дорог с твердым покрытием, ни множества заправочных станций. Этим человеком был Генри Форд.

Сегодня для многих его имя ассоциируется с конкретным автомобилем - Ford Model T. Это был самый значимый автомобиль 20-го века и имел все те же узлы, что и сегодняшние автомобили: поршневой двигатель внутреннего сгорания, четыре колеса, коробка передач, управление с помощью педалей и круглого руля.

Хоть набор элементов управления не сильно отличался от привычного нам (руль и педали), вряд ли кто-то из нынешних водителей смог бы сдвинуть Model T с места без подробного инструктажа и практики.

-2

У него было три педали, но тормоз был справа, средняя педаль служила для движения задним ходом, а левая педаль (по крайней мере отчасти) могла называться сцеплением, в зависимости от положения рычага (который находился слева и напоминал ручник), педалью можно было поставить автомобиль на нейтраль, паркинг или одну из двух передних передач. Газ находился справа от руля.

Автомобиль заводился вручную, и при этом надо было быть осторожным, потому что сломанные пальцы или даже руки были практически "профессиональным заболеванием" для начинающих водителей. Кроме того, важно было помнить, не стоит ли автомобиль на передаче, потому что Model T могла просто переехать вас, пока вы запускаете двигатель - это не раз случалось с владельцами Ford.

Но, такие неудобства (для современного человека) в управлении не были большой проблемой в то время, поскольку для подавляющего большинства это был первый автомобиль, который у них когда-либо был.

-3

Но, не органы управления и даже не сама машина повлияли на то, что за 29 лет их было выпущено более 15 миллионов. Этому способствовала инновационная система сборочного конвейера. Идею производить автомобили на конвейере, Форду предложил начальник производства Уильям Кланн, который увидел, как в мясной лавке Чикаго работала «линия разборки» — тушу клали на ленту конвейера, и у каждого рабочего была своя конкретная задача, какую часть резать. Кланн подумал, что аналогичный подход можно использовать для сборки автомобилей, предоставив каждому механику простую операцию, которую он должен выполнять, пока автомобиль движется по конвейеру.

Эффективность такого производства была очевидна. Первая модель T, собранная обычным способом, была представлена ​​​​в 1908 году и стоила 825 долларов, тот же Ford, что сошел с конвейера в 1916 году, уже стоил 360 долларов, потому что время, необходимое для сборки автомобиля, сократилось с 12 человеко-часов до 90 минут.

Model T стала доступной даже для конвейерных рабочих, которые, несмотря на изнурительную монотонную работу, получали достойную зарплату - 5 долларов в день. Неудивительно, что более половины автомобилей в США в то время были Форды, а их общее количество в США выросло с 6,7 млн ​​в 1919 году до 27 млн ​​в 1929 году.

-4

Model T выпускалась не только в черном цвете (вопреки распространенному мнению): черный стал доступен только в 1914 году, а до этого он был серого, зеленого, синего и даже красного цвета. Вариантов кузова тоже было очень много - от элегантного купе, до легкого коммерческого грузовичка.

Их было выпущено огромное количество (лишь в 1972 году VW Beetle превзошел его по объемам производства), поэтому до наших времен сохранилось немало экземпляров. Даже сегодня, найти и купить пригодный для езды Model T не очень сложно. И это поразительно, ведь не так много вещей пригодны к эксплуатации даже через 100 лет.

-5
-6