На снимке останки старинного советского электрокара. Они ездили по цехам ещё в незапамятные времена моей юности. Более современного вида ездят по цехам и сейчас. Почему-же они никак не выходят на улицы?
На заводах массово используют электрокары уже много лет. Это дешево! Так в чем же разница? Разница в аккумуляторах. Электрокары ездят по территории завода вокруг розетки. И ездят исключительно по бетонке. Поэтому вес не имеет значения. Поэтому в них используются дешевые и тяжелые свинцовые аккумуляторы. На бензине внутрицеховой транспорт ездить не может, чтобы рабочие не задохнулись от выхлопных газов. Сейчас используют и щелочные железно-никелевые аккумуляторы. Теперь появились и литий-ионные. По цехам ездят всё те же кислотные свинцовые. По улицам пытаются ездить литий-ионные. Почему не едут? Всё очень просто. Электромобили слишком дорогие. Почему же они дорогие? Автомобиль продается с комплектом аккумуляторов. Минимальный набор хода 100 километров. Автомобиль не может стоить меньше, чем вставленные в него аккумуляторы. Посмотрим для примера
Литий-ион Емк./кг 160 Вт*ч/кг, 1Вт*ч=42р 2000 циклов
Свинцовые Емк./кг 36 Вт·ч/кг, 1Вт*ч= 18р 1000 циклов.
Среднее потребление электромобиля 20 квт*ч на 100 км. То есть литий-ионных на 100 км надо около 250 кг батарей. Свинцовых больше тонны. Это количество аккумуляторов будет стоить 1 700 000 руб. для литий-ионных или 700 000 руб для свинцовых. Причем эти аккумуляторы надо будет менять каждые 1000 -2000 поездок, то есть, если заряжать 2 раза в день (туда и обратно), то примерно каждые 1000 дней это меньше чем 3 года! Для свинцовых аккумуляторов для служебного автокара это ещё допустимо (на шофера всё равно уходит больше). Но для личного автомобиля для поездок на работу эту сумму не все готовы отдавать. Давайте подсчитаем. Бензин 7л на 100 км по 50 руб это 350 рублей. Стоимость электричества. 7 руб на 20 квч это 140 рублей на 100 км. Немного дешевле. Плюс замена аккумуляторов 1 700 000 делим на 2000 поездок это 850 рублей на поездку. Плюс 140 за электричество, итого около тысячи рублей на поездку. Дороговато.
Значит получается, что всё упирается в дороговизну легких аккумуляторов. Поэтому в цехах и ездят на тяжелых свинцовых аккумуляторах, а по городу на дорогих литий-ионных не хотят! Что тут можно сделать? Можно придумать более выгодные аккумуляторы. Каждые несколько лет меняются модели. На моей памяти прошли никель-кадмиевые, никель-металл-гидридные, литий-полимерные, литий-ионные. Сейчас продолжаются работы над новыми видами.
Можно удешевлять литий-ионные. В России строят новую фабрику по их производству. Что можно придумать еще? Конечно же топливные элементы! Не обязательно водородные, можно и метановые. Это вообще прекрасно, метана у нас завались! Каждая корова это бесконечный источник метана. Но там свои заморочки, а это уже отдельная песня.
✅ Ставьте лайк, чтобы статью показали другим.
✅ Подписывайтесь, чтобы новые статьи показали Вам.
✅ В комментариях тоже бывает интересно, и я точно их увижу. Если надо, то отвечу.