18K подписчиков

История оружия. Броня не пробита!

6,9K прочитали

Рыцарь. Эталонный человек войны. Отлично вооруженный и превосходно обученный профессионал, идущий в бой на выученном боевом коне, был страшным противником. Со времен покорения Англии Вильгельмом Завоевателем и до самого конца классического Средневековья рыцари были главной ударной силой средневековых армий, полностью доминируя на поле боя.

Даже будучи в одиночестве, рыцарь мог одержать победу над более многочисленными, менее подготовленными противниками, убив одних и обратив в бегство других. Защищенный длиннорукавной кольчугой с подолом до колена, одетой на толстый стеганый гамбезон, и такими же кольчужными шоссами и рукавицами, он был почти не уязвим для оружия своего времени. На поле боя еще не появились алебарды и шестоперы, а стрелы, мечи и зачастую даже копейные удары рыцарь высокомерно игнорировал.

Рыцари игнорирующие.
Рыцари игнорирующие.

Единственным способом уверенно уронить его оставался таранный рыцарский удар. Ну или, в крайнем случае, обычный удар копьем или мечом при столкновении на встречных курсах, когда пролетающие друг мимо друга всадники обменивались ударами. Скорость двух коней, помноженная на инерцию, и без этого новомодного таранного удара наделяла оружие достаточной силой, чтоб нанести заметный урон даже самой совершенной защите.

И хотя большую часть рыцаря защищала от таких ударов шея и голова коня, а всю его левую сторону еще и модные в классическом Средневековье длинный щит, все же оставались места, в которые его можно было уязвить. Например, голова рыцаря торчала над всей этой конструкцией, как одна большая мишень. Ожидая ежесекундного удара копья, меча или топора. Притом, что увернутся от удара на ходу, да еще и сидя в "высоком" седле, было почти невозможно.

Удар в голову, даже не пробивая шлема всадника, зачастую оглушал его, выводя из строя, а при некотором невезении просто ломал шею. Это было недопустимо. Срочно требовался шлем, который бы надежно защищал голову атакующего рыцаря. И, конечно же, такой шлем, ставший главным символом средневекового рыцаря, появился. А название ему было "топхельм" (Topfhelm).

Топхельм как он есть
Топхельм как он есть

Не нужно думать, что до появления топхельма рыцари Средневековья страдали без хороших шлемов. Отнюдь нет. Ассортимент средств защиты к началу классического Средневековья был огромен. Нормандские назальные шлема, шпангенхельмы, шлема сфероконические, сферические и даже таблеткообразные. Видов боевых наголовий было великое множество.

Однако все они имели одни и те же, в общем, проблемы. Например недостаточную защиту лица и шеи. Это позволяло их владельцу видеть то, что происходит на поле боя, однако это же делало его уязвимым во время верховой атаки для стрел и деревянных обломков, щитов и копий, что во множестве образовывались при столкновении с противником.

Поэтому самым естественным образом шлема эти начали изменяться. У них появилась защита лица и шеи, они стали глубже и тяжелей, за счет этого компенсируя инерцию удара в голову владельца. И казалось бы, что все хорошо. Но и изменившаяся "нормандка", и ее собрат по полю боя "потхельм" так и не могли избавиться от некоторых недостатков.

Необходимость хорошо видеть поле боя в закрытом шлеме вынуждали делать у этих шлемов довольно широкие глазницы и иметь развитую перфорацию забрала, что значительно уменьшало так необходимую атакующему всаднику защиту лица и особенно глаз. Так же совершенно неидеальные формы и большое количество элементов, за которые мог зацепиться клинок меча или копьё, делали голову рыцаря отличной целью для удара.

Положение ухудшало то, что шлема эти довольно жестко крепились к голове, и вся кинетическая нагрузка при столкновении шлема с чем-то твердым и железным немедленно уходила в шейные позвонки рыцаря. И это было не то чтоб очень хорошо. Поэтому совершенно неудивительно, что рыцарский шлем, столкнувшись с такими вызовами, стал изменяться, подстраиваясь под них.

Сначала уменьшились глазницы, превратившись в совершеннейшие прорези толщиной едва ли больше полутора сантиметров. Стрела, даже если и попадала в такую прорезь, застревала в ней, не причиняла владельцу шлема вреда. Да и копейное жало больше не могло зацепиться, попросту соскальзывая с поверхности шлема. По той же причине со шлемов всадников стали пропадать отверстия для дыхания с левой стороны.

Очень похоже на танковую башню если честно.
Очень похоже на танковую башню если честно.

Сам шлем стал еще больше, глубже и тяжелее. Теперь он не просто был закреплен на голове, его нижняя часть частично опиралась на плечи всадника, разгружая шею последнего. Это решение также позволило перенаправить заметную часть импульса удара не в шею, а несколько слоев кольчуги и стеганого поддоспешника, защищавших плечи.

Так же шлем все больше и больше принимал обтекаемую с фронтальной проекции форму, получив таким образом возможность поглощать, а зачастую и вовсе рикошетировать большинство ударов в лицо своего владельца.

Вот так, понемногу и незаметно на поле боя появился топхельм.

Конструкция получилась настолько удачной, что шлем чрезвычайно быстро распространился по Европе во всех регионах, где присутствовала тяжелая ударная кавалерия. Его, конечно, изменяли в каждом конкретном регионе под местные требования и колорит, но основа оставалась неизменной. Это был тяжелый закрытый шлем всадника, способный принимать на себя удар любой силы и могущий при определенном опыте и везении спасти своего владельца и от таранного удара в голову, отрекошитировав его.

Красиво. Душевно.
Красиво. Душевно.

Для этого в некоторых регионах топхельм даже перестали крепить ремнями к голове рыцаря, ограничившись естественной его посадкой на подшлемник. Зато его теперь крепили к кольчуге в районе плеч длинными кожаными ремнями. Такая не жесткая посадка давала дополнительную защиту. Шлем при ударе мог немного провернуться, сдвигая направление удара, мог даже при таранном ударе слететь с головы, но сама голова при этом оставалась на месте. И это был большой плюс.

Но, понятно, шлем не состоял из одних плюсов. Были у него и минусы. Причем недостатки его были логическими продолжениями его достоинств.

Уменьшавшиеся глазницы и отсутствие части отверстий для дыхания делало обзор из такого шлема совершенно недостаточным. И если для всадника это было хотя и плохо, но все же терпимо, то при сражении в пешем строю рыцарь просто не видел большую часть поля боя.

Так же большой вес, гасивший удары, и частичное распределение веса шлема на плечи совершенно естественным образом снижали мобильность такого шлема. Человек с топхельмом на плечах, решивший покрутить головой и посмотреть, что происходит справа и слева, сталкивался с проблемой. Такой большой шлем менял свое положение очень неохотно.

Классика шлемостроения
Классика шлемостроения

Большая масса и инерция не позволяли сколько-нибудь быстро крутить головой в бою, реагируя на то, что происходит справа и слева. И это в совокупности с не самым лучшим обзором окончательно превратило топхельм в чисто кавалерийский шлем. идеально подходящей для первой атаки копьями и больше ни для чего другого.

Но далеко не всегда сражения выигрываются первой атакой рыцарской кавалерии. Хотя и такие сражения нам, конечно, известны. После первого копейного удара обычно следует свалка и ближний бой, в котором всадники кружат на поле боя, рубя и коля врага. А вот для этого подросший в размерах топхельм был уже не очень удобен. И это не говоря о пешем бое.

И если в этом, еще можно драться в пешем строю.
И если в этом, еще можно драться в пешем строю.

Честно говоря, в пешем бою этот кавалерийский шлем - это тихий ужас. Современные натурные испытания показывают, что пешие схватки в таком отлично защищенном шлеме превращаться в сущее наказание. И если в топхельмах ранних это еще можно было делать с хоть каким-то минимальным комфортом, то в их более поздних версиях о пешем бое можно просто забыть.

То в этом, почти нереально
То в этом, почти нереально

Недаром "топка" пожалуй, самый нелюбимый шлем у бойцов современного ИСБ и прочих оружейных единоборств. И поверь, дорогой читатель, я знаю, о чем говорю. Начинал драться я именно в таком шлеме.

Естественным выходом казалось снять такой шлем после первой копейной сшибки. Однако идея остаться с незащищенной головой в центре многотысячной схватки, где насыщенность воздуха различными острыми железками очень высока, не казалась многим людям достаточно привлекательной. Однако с обзором нужно было что-то делать.

И уже к началу XII века стали появляться первые эрзац идеи. Например, плотно набитый и прошитый подшлемник. Толстая и довольно твердая тканевая защита головы была, конечно, сильно лучше, чем ничего, но защиту обеспечивала все еще весьма сомнительную.

Кольчуга и молитва это конечно неплохо, но хочется чего-то попрочнее.
Кольчуга и молитва это конечно неплохо, но хочется чего-то попрочнее.

Следующим шагом стал кольчужный койф, одетый на подшлемник. И вот это было уже хорошей идеей. Такая конструкция давала уже неплохую защиту голове, но все еще была недостаточно жесткой и уберечь голову от удара мечом или топором могла только чудом. Для того чтоб надежно защитить голову, требовалось что-то более жесткое, способное держать удар.

Как бы парадоксально это не звучало, но рыцарям с топхельмом требовался еще один шлем.

К этому времени топхельм был уже совсем взрослым шлемом, а размеры его настолько выросли, что оказалось, что, в общем-то вместо кольчужного койфа и подшлемника под него можно одеть.... еще один шлем. Пусть небольшой, закрывающий только череп, тем не менее, это был бы нормальный шлем, способный противостоять удару клинка.

Такой шлем, появился во второй половине XII века, и получил название "цервельер" или в просторечии "черепник". Он был маленьким, полусферическим, одевался на нетолстый подшлемник, а иногда и просто на головной убор.

Кто сказал заготовка для шлема?
Кто сказал заготовка для шлема?

"Цервельер" не то чтобы показывал какие-то выдающиеся защитные качества, но все же был надежнее кольчужной, а тем более набивной защиты головы. Поэтому, так же как и его старший собрат, Топхельм распространился по всей территории Европы. стремительно.

Уже к первой половине XIII века комплекс защиты головы, состоящий из цервельера и топхельма, был, пожалуй, самый распространенным "шлемом" среди европейского рыцарства. Хотя, конечно же, и не единственным.

Несмотря на легкий налет шизофрении, идея носить шлем под шлемом оказалось более чем рабочей. Рыцарская конница, нанеся первый удар, или отходила, чтоб разогнаться и еще раз врезать по противнику с ходу, или завязала в рукопашной схватке. И вот именно во втором случае всадники сбрасывали топхельмы, закрепленные ремнями на доспехе, и продолжали бой в цервельерах, имея отличный обзор и какую-никакую защиту. И это был несомненный успех.

Сбросить шлем, остаться в шлеме.
Сбросить шлем, остаться в шлеме.

Кстати сказать, цервельер тоже развивался. Сразу после появления его оценили простые пехотинцы. Он был прост, стоил относительно недорого, а надетый на кольчужный капюшон давал защиту ничуть не худшую, чем "нормандка" или шпангенхельм.

И естественно, что, начав собственный путь на поле боя, цервельер, как и любой другой инструмент войны, начал изменятся. Эволюция его, надо сказать, был чрезвычайно похожа на путь, который проделали его предки парой веков раньше. Он увеличивался, давая лучшую защиту, изменял свою форму, пока не превратился в бацинет. О котором, впрочем, мы с вами поговорим в следующий раз.

Запихнуть шлем под шлем? Легко!
Запихнуть шлем под шлем? Легко!

Но вернемся, однако, в нашему главному герою, топхельму. Как обстояли дела у него? А знаете, замечательно. Появившийся в XII веке шлем был крайне популярен и в XIII и первой половине XIV века как у благородной до крайности аристократии, так и у самого простого рыцарства.

Его носили крестоносцы, испанские и английские рыцари, французские шевалье и воины храмовники. Даже короли и принцы крови не брезговали надеть топхельм на войну. Потому что королевская кровь - это, конечно, отлично, но ничего не убережет тебя от удара в голову лучше, чем тяжелый надежный шлем.

И даже Эдуард "Черный принц" любил топхельм. А чтож их не любить то?
И даже Эдуард "Черный принц" любил топхельм. А чтож их не любить то?

Только к середине XIV века топхельм стал понемногу уступать свое место на поле боя более совершенным и технологичным шлемам. Однако он не исчез совершенно. Устаревший к этому моменту шлем еще долго использовался во время рыцарских турниров, потому что невозможно придумать лучшей защиты от копья, чем тяжелый, обтекаемой формы шлем, надежно закрепленный на плечах. Особенно когда не нужно крутить головой, выискивая на поле боя новых и новых врагов.

Последнее известное упоминание об использовании топхельма относится к началу XV века, после чего этот легендарный шлем совершенно вышел из употребления. Не исчезнув, впрочем, полностью. Он в очередной раз изменился, еще раз превратившись в нечто новое. И в этот раз это был турнирный шлем с весьма идиотского вида, с не менее глупым названием.

Рыцарский турнир.
Рыцарский турнир.

Но это уже совсем другая история. Впрочем, как и история о рыцарских турнирах вообще. И к ним мы обязательно еще вернемся.