А давайте поговорим сегодня о самом популярном шлеме, ставшим главным символом средневекового рыцарства. Вернее о тех временах, когда он был еще совсем маленький, и назывался еще не Topfhelm и уж совершенно точно не Greathelm.
Похоже что, прародителя этих легендарных наголовий, судя по дошедшим до нас источникам, люди живущие в те непростые времена, называли просто "шлем". Впрочем, точно так же называли и прочие шлема, будь то шлем назальный, каркасный или любой другой. Пожалуй, и мы будем дальше называть его именно так. Потому что собственного его имени, история для нас не сохранила.
Строго говоря, герой нашего сегодняшнего рассказа, пожалуй единственный стопроцентно европейский шлем, не имевший при появлении никакого влияния других военных традиций. Ведь даже предки нормандских назальных шлемов, совершенно очевидно пришли в Европу с Востока. А шпангхельмы, имеют настолько древнюю историю со времен античности, что вообще невозможно определить толком откуда они появились, такие красивые.
Но мы, кажется, отвлеклись, давайте уже начнем.
Судя по всему, впервые этот шлем появился на поле боя в начале XI века, напрямую конкурируя с пожалуй самым распространенным тогда нормандским назальным шлемом, и представлял собой совершенно примитивнейшую металлическую "таблетку". Высокий металлический обруч, с плоской или иногда несколько конусообразной крышкой, и приклепанными к нижнему краю кожаными ремнями для крепления под подбородком.
Несмотря на свой довольно нелепый вид, он быстро набрал бешеную популярность, появляясь на множестве изобразительных источников XI и XII веков. Этот шлем, как и его более поздние производные мы видим практически повсеместно. Им не брезгуют рыцари начала средневековья, нося на кольчужном койфе. Чуть позже, такие шлема мы видим у рядовых дружинников, а к началу XII века даже у простых воинов.
Но подождите, — удивится внимательный читатель, — это же натуральная кастрюля, от чего она вообще может защитить? Этот с позволения сказать "шлем" оставляет полностью открытыми лицо и шею владельца, а его форма, не позволяет рикошетировать удары клинка, как это делают сфероконические шлема. Зачем он вообще такой нужен?
И чтобы ответить на этот, в общем-то, логичный вопрос нам нужно понять, как этот шлем носили и вообще, зачем его такой придумали. И начнем мы от кольчуги.
Кольчуга во времена классического средневековья была вообще главной защитой как рыцарей, так и воинов попроще. Ну, если конечно у них вообще была хоть какая-то защита, помимо щита. Из кольчужного полотна делали перчатки, шоссы, наголенники и вообще все, что только можно. К кольчугам, чем дальше тем больше приплетали длинные рукава и подолы. И даже…. Защищали кольчугой голову.
Кольчужные капюшоны и койфы, как элемент защиты головы, массово появились на рубеже раннего средневековья. Будучи надеты на толстый стеганый капюшон, они обеспечивали сами по себе некоторую защиту, хотя конечно недостаточную. Такая кольчужная защита головы, могла уберечь от стрелы на излете, несильного скользящего удара мечем или саблей, но в случае мало-мальски акцентированного удара даже мечом, не говоря уже о копье, вчистую проигрывала законам физики.
Для защиты довольно твердой головы рыцаря срочно требовалось что-то менее гибкое, чем кольчужное полотно. И естественным решением было бы одеть шлем. Но как водится в средневековье, самый простой способ решения проблемы, был обычно так же самым невозможным.
Ведь несмотря на то, что металлургия и кузнечное дело значительно усилили свои позиции со времен раннего средневековья, все же производственная база все еще сильно отставала от потребностей средневековых армий. И поэтому шлем, как впрочем, и любая металлическая броня, стоил все еще очень дорого. Дорогому, сложному в производстве шлему требовалась дешевая и эффективная замена. И решение, конечно же, было найдено.
Этим решением оказался простейшее наголовье, собранное из двух плоских деталей без всяческих ухищрений, без кузнечной сварки и выгибания "на горячую" деталей сложной формы. Жесткость и прочность ему, придавала дюжина стальных клепок. А на кольчужном капюшоне, его крепили при помощи обычного подбородочного ремня.
Несмотря на простоту, можно сказать даже примитивность, такая конструкция оказалась чрезвычайно эффективной. Сам шлем, отлично сопротивлялся рубящим ударам, особенно если их наносили сверху. Клинок меча или топора, попав в острый угол, венца и крышки, конечно мог и прорубить нетолстый металл из которого был сделан шлем, однако не имел шансов проникнуть внутрь более чем на пару миллиметров. А кольчужный и стеганый капюшоны, гасили кинетическую часть удара, превращая таким образом рубленые раны головы в головную боль на утро после боя. Что было неприятно, но совершенно точно не смертельно.
Но самым главным плюсом этого шлема было то, что он был не только прост, но и относительно дешев. Минимальное количество кузнечной работы, позволяло сделать по два, а то и три таких эрзац шлема вместо привычной уже "нормандки". Не говоря уже о шлемах более сложных. Вот так, скромно и совсем не героически, начал завоевывать поля сражений средневековья, будущий символ средневекового рыцарства.
Шло время, и проблемы, заложенные в такой простой конструкции изначально, становились все более и более заметными. И главная из них заключалась в том, что такая конструкция шлема совершенно не защищала лицо, что в суровых реалиях копейной сшибки конницы, было недопустимо.
И тут главное даже не то, что открытый шлем не защищал от удара копья в лицо. От такого удара нанесенного всадником вообще мало что защищало, дело было совершенно в другом. Ломающиеся копья и щиты, создавали во время сражения, какое-то невообразимое количество крупной острой щепы летящей во все стороны, особенно во владельцев этих самых щитов и копий.
Летящие в атакующую конницу стрелы, метательные копья и арбалетные болты, так же добавляли неприятных переживаний атакующим рыцарям. В общем, лицо следовало закрывать. Что и было немедленно сделано.
Уже к началу XII века, шлем обзавелся маской закрывающей лицо своего владельца. И это было отличным решением. Будучи все еще чрезвычайно простым в производстве, этот тип шлема, известный сейчас под названием "васхелм", сразу же превратился из эрзаца, замены нормального защитного снаряжения, в шлем полностью отвечающий потребностям рыцаря классического средневековья.
Он надежно защищал голову от рубящих ударов любой силы, а лицо от стрел и острых обломков. А большего от него в те далекие времена и не требовалось.
А что же непривычный вид? Ну что ты дорогой читатель, к непривычному виду все за прошедший век уже привыкли. И даже стали находить в нем какое-то изящество. По крайней мере, уже скоро такие шлема стали обильно украшать накладками, латунирование, а иногда и золочением, а также прочими излишествами. Мода, она даже в средневековье была изменчива и непредсказуема.
В таком виде, наш сегодняшний герой отметился во всех крупнейших сражениях первой половины классического средневековья, от Испании до Святой земли, все больше и больше тесня классическую нормандку из арсенала европейских рыцарей. Но, как известно, ничего не стоит на месте. Продолжал улучшаться и "васхелм".
Долгое время, его слабой стороной была незащищенная шея. Да, кольчужный капюшон неплохо держал удар, но любой сильный удар сбоку, под нижний срез шлема, все еще грозил рыцарю переломом этой самой шеи. Поэтому появление дополнительной защиты было всего лишь вопросом времени. Небольшая в самом начале металлическая деталь, закрывающая лишь основание черепа, довольно быстро превратилась в большую пластину, надежно защищающую шею целиком.
Кроме непосредственно защиты, эта пластина делала шлем намного более глубоким и массивным. А значит, он стал заметно надежнее сидеть на голове, и поэтому, а так же за счет своей возросшей инерции, мог "держать" намного более серьезные удары. Вплоть до ударов копья по касательной.
Такой тип шлема, с защитой лица и развитой защитой шеи, в современном околоисторическом и реконструкторском сообществе принято называть "потхелм", и это на самом деле совершенно неправильно. Впрочем, точно так же неправильно называть его более архаичного предка "васхелм". Оба этих термина, не имеют никакого отношения к реальному названию нашего сегодняшнего героя. Если подходить к вопросу академически, то и "шлем таблетка" и "васхелм" и "потхелм" все это – "topfhelm раннего типа".
Этот простой, надежный, относительно недорогой шлем, чуть больше чем за полторы сотни лет, существенно потеснил своих конкурентов на поле боя. Став, пожалуй, самым распространенным рыцарским шлемом начала раннего средневековья. Потеснив в этом качестве и «нормандку» и все виды каркасных шлемов.
Вообще, если рассматривать существовавшие в Европе в одно и то же время "ранний topfhelm" и назальный шлем, более известный как "нормандка" синхронно, то можно увидеть массу интересных вещей. Несмотря на их совершенно разную конструкцию, оба этих шлема прошли один и тот же путь развития.
У них совершенно синхронно появилась защита лица, сначала в виде развитого наносника, а потом в виде полноценной маски. В одно и то же время, стала появляться защита шеи, становясь, год от года все более и более развитой. Да и сами шлема, становились все более глубокими и массивными. И это, впрочем, совершенно неудивительно. Одни и те же задачи, изменяли эти изначально совершенно разные шлема одинаково. Превращая их в итоге….
А вот о том, во что эти шлема превратились, мы поговорим с вами в следующий раз...