18K подписчиков

Реалии средневековья. Жизнь рыцаря.

15K прочитали

Рыцарем быть круто! Вести в атаку своих воинов, ослепляя врага блеском лат и сверканием меча. Охотится на кабана, и пировать с лучшими воинами в замке герцога, а может даже во дворце самого короля! Драться на турнирах, а в перерывах читать стихи прекрасной даме, благосклонно смотрящей на такого замечательного героя.

А может все не так? Может рыцарь проживал унылую жизнь, состоявшую из войны, молитв и кровати с клопами? Мылся два раза в жизни, а женился на такой же грязной и необразованной тетке выглядевшей на сорок в свои восемнадцать? Ел всякую дрянь, мочился прямо в доспехи на поле боя и погибал чаще всего, не дожив до своего тридцатилетия?

Кажется, у нас образовалось два совершенно противоположных мнения. И совершенно непонятно, стоит ли, просится в рыцари, если судьба занесет тебя в средневековье, или ну её нафиг, эту рыцарскую долю? И пускай на врага скачет кто-нибудь другой. Ну что же, давайте разбираться.

Рыцарь. Краса и гордость.
Рыцарь. Краса и гордость.

Так кто же такой рыцарь? А это профессиональный военный, служащий сюзерену за определенные преференции, и посвятивший всю свою жизнь военной подготовке. Главнейший компонент средневековой армии постоянной готовности. Той самой армии, а если совершенно точно, то конечно уместное будет сказать не "армия" а "войско" в которое понемногу превратились дружины вождей, на границе раннего средневековья и средневековья классического.

Говоря о рыцаре и рыцарстве вообще, важно понимать, что хотя за все время средних веков, фигура рыцаря изрядно менялась, однако главная его функция в средневековом мироустройстве была неизменна. И идущий в первый крестовый поход французский рыцарь, отличался от своего собрата бургундца жившего на пять веков позже, значительно меньше, чем отличались их доспехи.

Увидеть иерусалим и умереть
Увидеть иерусалим и умереть

Но предлагаю не распылятся на пятьсот лет, и остановится на рыцарях классического средневековья, просто потому что, в более позднее время, институт рыцарства становился все более и более закрытым, не оставляя никаких шансов для попадания в него чужаку.

Уже к XIV веку, человеку никак не связанному с воинской элитой родственными или вассальными связями, стать рыцарем, было практически нереально. И пусть тебя мой читатель не смущает известная по множеству фильмов и книг история "
посвящения в рыцари". Да, все именно так и было, но вот только с небольшим уточнением, все эти посвящения полагалось давать и принимать исключительно людям определенного круга. И, пожалуй, единственный шанс попасть туда совершенному чужаку, могла дать только королевская воля.

Рыцарство. Все свои, лишних не нужно
Рыцарство. Все свои, лишних не нужно

Именно поэтому мы не будем смотреть в сторону "осени средневековья", а обратим свое внимание на средневековье классическое, именно то время, когда рыцарство было молодо, задорно, еще не до конца избавилось от раннесредневековой дружинной культуры и оставляло шансы влиться в свои стройные ряды чужаку. Например, тебе дорогой читатель.

Итак, ты стал рыцарем. И сейчас в принципе неважно каким образом. Совершил ли подвиг, спас любимого брата графа Аквитанского или просто присвоил себе титул, сняв с погибшего от лихорадки и похожего на тебя как две капли воды
меч и шпоры. Неизвестно как, но это произошло, и теперь у тебя возникает вопрос, а как жить дальше? Что есть, где встать на учет. Да чем, черт возьми заниматься дальше? Вот с того чем тебе придется заниматься мы и начнем.

Вот ты и стал героем (с)
Вот ты и стал героем (с)

И главным твоим занятием станет насилие во всех его видах. Рыцаря и его сюзерена связывает хотя и сложный, но в общем интуитивно понятный договор. Следуя которому, рыцарь должен оказывать своему господину силовую поддержку в тех случаях, когда она ему нужна. Вообще, эта самая "силовая поддержка" и есть то главное зачем рыцарь существует в природе. И потребуется она не только во время войны..

Более того, война, если она случится, будет наименьшей частью твоих обязанностей. Большую часть времени рыцарь должен выполнять полицейские функции. Отлов и уничтожение местных банд, мешающих торговле и земледелию, сопровождение сборщиков налогов. Ну и конечно мелкие разборки с соседними землевладельцами. Причем эта военная рутина, преследует рыцаря на протяжении всей его жизни. Кстати вне зависимости от того есть ли у него собственная земля, или нет.

Бандитские бандиты бандитствуют.
Бандитские бандиты бандитствуют.

Вообще, наличие или отсутствие земли у рыцаря, это краеугольный камень его положения в средневековом обществе. Изначально, еще в королевстве франков, когда зарождалось само понятие "рыцарства", военная конная служба, была в принципе немыслима без выделения газиниду (собственно конному дружиннику) земли.

Именно получаемый с нее доход и позволял этим первым рыцарям поддерживать боеспособность и прибывать на службу "конно, людно и оружно". Но шли века, люди плодились, армии становились больше, а соответственно больше становилось и рыцарей. А вот земли в Европе ничуть не прибавлялось. И уже к XI веку, никого в европейских королевствах было не удивить рыцарем, единственным имуществом которого были только конь и оружие.

Младшие сыновья небогатой знати, выслужившиеся из низов воины, и прочие профессиональные военные, не имеющие других перспектив, они поступали на военную службу к тому, кто мог позволить себе платить им. Превращаясь, таким образом, из пускай и мелких феодалов в обычных наемников. Хотя конечно совсем не в обычных. В отлично вооруженных, и превосходно мотивированных профессиональных воинов на службе своего господина.

Рыцарь и пеший, отлично выглядит.
Рыцарь и пеший, отлично выглядит.

И жизнь безземельного рыцаря, была совсем не безоблачна. В феодальной армии такой рыцарь являлся не только ударной силой в военное время, но и мелким командиром во время мирное. Они служили военными комендантами замков, командирами мелких подразделений, собирали налоги и занимаясь наведением порядка на землях своего сюзерена. Были даже его личными представителями, посланниками и курьерами. Да и мало ли работы, которую невозможно поручить людям из "подлого" сословия.

Жили такие рыцари, надо сказать весьма скромно. Нет, конечно, по сравнению с их подчиненными, жили они отлично, но если подходить с современной точки зрения, то это был просто какой-то ужас пополам с кошмаром. Конечно, рыцарям не приходилось спать на соломе, и они даже имели свои отдельные комнаты в замке или поместье, но их спартанская обстановка, неприятно поразила бы современного человека.

Впрочем, скудность обстановки в классическом средневековье, это скорее норма, чем исключение. Даже у весьма богатых людей, не было принято заставлять свое жилье излишним количеством медали. А в домах тех, кто не был таким успешным, зачастую царил совершеннейший минимализм. Очаг, кровать, стол и сундук составляли зачастую всю обстановку. Ну и окно. Какая жизнь без окна?

Скромное обаяние средневековья
Скромное обаяние средневековья

Примерно так же дела обстояли и с едой. Обычный безземельный рыцарь, чаще всего питался из одного котла со своими подчиненными. И пускай ему доставалось лучшее, но кардинально это, ни на что не влияло. Это была та же самая каша или похлебка, просто сдобренная чуть большим количеством мяса, масла и прочими подобными вещами, делающими жизнь немного веселее. Ну и пиво, наверняка было чуть менее мерзкое, а вино почти не разбавленное. Но это не точно.

Кажется, жизнь у рыцаря вырисовывается какая-то не очень веселая. Быть может, у тех из них, кто владеет своими наделами все получше? Нуууу… Не совсем. Конечно же были и весьма богатые рыцари, владевшие обширными землями, и даже большими замками, но было это скорее исключение сем правило. Большее количество министериалов, имевших во владении ленные земли, в повседневной жизни не сильно отличались от безземельных рыцарей.

Тот доход, который приносили им
их небольшие земельные наделы, в первую очередь уходил на поддержание собственной боеспособности, кормежку боевого коня, ремонт и покупку военного снаряжения и оснащения тех людей, с которыми рыцарь должен был явиться по зову своего господина. То есть все те расходы, которые безземельному рыцарю тем или иным образом компенсировал его сюзерен, министериал покрывал за счет своего дохода с земли, переданной ему в лен. Оставшегося, наверняка хватало на жизнь, которая была точно лучше крестьянской доли, но вот насколько сильно она была лучше, большой вопрос.

Как-то поймал я вооот такого сарацина!
Как-то поймал я вооот такого сарацина!

Ну, с правами и обязанностями все более-менее ясно. А чем занимался рыцарь в свободное о службы своему сюзерену время? Как отдыхал, чем развлекал себя?

Ну в первую очередь, он ходил в церковь. Именно она в средневековье была центром общественной жизни, а по совместительству главным СМИ, клубом по интересам, театром и даже немного брачным агентством.

Классическое средневековье, время вообще не очень щедрое на развлечения. Большую часть жизни людей в средние века занимала работа. Однообразная тяжелая работа без отпуска и выходных дней. Не было исключением и рыцарство, единственное различие было в том, что рыцарь не пахал землю и не ковал подковы. Однако ежедневная работа выматывала его ничуть не меньше чем всех остальных. И воскресный визит в церковь, сильно
выделялся на фоне серых будней.

Величественное здание, прекрасные фрески и росписи, красиво одетые женщины, беседа с кем-то более разумным чем его крестьяне, или пехотинцы из гарнизона, которые сами еще вчера были такими же крестьянами. Свежие новости из далеких стран и соседских земель. Отличное церковное вино, и разговоры с людьми, которые могут быть полезными.

Каменная церковь, главный маркер богатсваземель.
Каменная церковь, главный маркер богатсваземель.

Да что говорить, даже крестьяне, стоящие поодаль одевают в церковь все лучшее и ведут себя почти прилично. По средневековым меркам, поход в церковь, был серьезным событием, зачастую главным событием недели.

Не нужно также забывать и то, что вера в средневековье была естественна и всеобъемлюща. Существование Бога, рая, ада и библейских историй, не только не оспаривалось, но даже не рассматривалось критично. Верили люди от чистого сердца и в церковь приходили отнюдь не только для развлечения. И читавший проповедь священник, был в глазах прихожан первую очередь мерилом нравственности и голосом всевышнего, а только потом продавцом церковного вина и благословений. Хотя одно другому, никогда не мешало.

И о душе подумать тоже.
И о душе подумать тоже.

А что, спросит въедливый читатель: — кроме церкви в средневековье не было никаких развлечений? Ну что вы: — ответит автор, — конечно же, были.

И как несложно догадаться, первым и главным развлечением было вкусно поесть. Вот не ту кашу с похлебкой, что ты ешь каждый день, а что-то по-настоящему вкусное, поэтому дорогое и недоступное каждый день. Да дорогой читатель, речь идет о пирах. Тех самых, которые так часто встречаются на страницах книг и экранах фильмов.

И пускай, подавляющее большинство небогатых рыцарей не могли сами устроить это со всех сторон замечательное мероприятие, однако по своему положению, нередко оказывались на них гостями. Что было, в общем-то, ничуть не хуже. А в чем-то даже и лучше. Ни денег тратить не нужно, ни посуду потом мыть.

Люблю повеселится.
Люблю повеселится.

Казалось бы, тоже себе развлечение, сидеть и есть. Но, не нужно поспешных выводов. В основном пища средневековья была чрезвычайно однообразна и не отличалась хоть сколько-нибудь изысканным вкусом. И поэтому возможность поесть не просто вкусно, но и много, чрезвычайно ценилась среди всех слоев средневекового общества. Ну, понятно тех, что могли себе это позволить.

Хочется отметить, что именно к началу классического средневековья, неотъемлемой частью пира, становится музыка. Появившиеся в заметном количестве поэты и менестрели, еще больше оживляли пиры, балладами и прочей светской музыкой, что само по себе было весьма необычным, а где-то даже и утонченным времяпрепровождением.

Кроме собственно застолья и развлечения, пиры как впрочем, и почти все праздники в то время, были средством общения. Позволяя участникам одной корпорации укреплять связи через договоры, знакомства, женитьбы и тайные союзы. И поэтому если большая часть приглашенных приходила на пир исключительно поесть выпить и послушать заезжих менестрелей, то для меньшей части, пир был работой. Серьезной, важной вдумчивой работой.

Пока старшие работают, мы будем отдыхать.
Пока старшие работают, мы будем отдыхать.

То же самое, касалось и охоты, любимого развлечения военной элиты средневековья. Ее любили как знать, так и беднейшее рыцарство. В первую очередь как отличную тренировку подрастающей молодежи, но не только. Даже для уважаемого рыцаря, охота была полезна, особенно некоторые ее виды.

Для того чтобы например выйти с копьем на кабана, нужно было обладать недюжинным опытом, силой и сноровкой. Качествами, конечно же, необходимыми любому представителю воинского сословия. И даже в случае если все эти качества у охотника были, результат такой схватки зачастую был непредсказуем.
Впрочем, об охоте мы подробно уже писали, и каждый, кто захочет узнать об этом больше, может обратиться к этой статье.

Конечно же, собрать охоту у обычного небогатого, а тем более безземельного рыцаря возможностей было еще меньше чем устроить пир. Просто потому, что для этой самой охоты требовались как минимум охотничьи угодья. А такой ценный актив, понятно, мог принадлежать только самой верхушке феодальной аристократии.

Охота, дело серьезное. Требует подготовки и тренировки.
Охота, дело серьезное. Требует подготовки и тренировки.

Но, тем не менее, охота, как ни крути, развлечение коллективное, и что важно весьма массовое. Поэтому и это развлечение феодальной верхушки было для рыцарства, даже небогатого привычным и понятным. Хотя конечно довольно редким.

Ну и конечно же турниры. Куда же без них. Классическое средневековье, время зарождения этой рыцарской традиции, превратившейся в позднем средневековье, в чрезвычайно пафосные, многодневные праздники и настоящие театральные представления.

Турниры позднего средневековья
Турниры позднего средневековья

Но до этого еще далеко, а пока их называют "бугуртами" и "хейстелюдами" и это в основном массовые схватки рыцарей зачастую на затупленном оружии в соответствии с правилами, написанными в XI веке Жоффруа Анжуйским. И эти самые схватки, все еще здорово отличаются от того что называется турнирами в современном понимании этого слова.

На них пока еще не выясняют, кто лучше владеет, мечом или копьем. А пытаются понять, насколько каждому конкретному рыцарю вообще можно довериться в бою. Достаточно ли он подготовлен, умеет ли править конем, держать строй и вообще, ценная ли он боевая единица, или просто так, погулять вышел.

Только к концу XII века, турниры начинаю более или менее походить на спортивные состязания. И конечно же, в них немедленно появляются пиры с менестрелями, дамы которым страсть как любопытно посмотреть и прочие излишества, превращающие суровую военную игру в еще один средневековый праздник.

Готов вообще ко всему.
Готов вообще ко всему.

Вот примерно так и жил, обычный средневековый рыцарь. Редко вылезал из седла, почти всегда воевал. Когда соседями своего сюзерена, когда с бандитами, а когда и с крестьянами по какой-то непонятной причине не желающими платить налог.

Брал замки, защищал замки, преследовал небольшие отряды врага и сам уносил ноги, когда противника было больше. Настоящую же войну видел чрезвычайно редко, а в крупном сражении так вообще мог поучаствовать всего раз за жизнь.

Замок. Просто замок.
Замок. Просто замок.

Ел чаще всего спорную с современной точки зрения еду, жил очень скромно, причем совершенно не потому, что рыцарю пристала умеренность. По совершенно другой причине.

В походе как? Что приготовил то и съел.
В походе как? Что приготовил то и съел.

Но были и в его жизни нечастые праздники. Пиры, охоты, турниры, а если сильно повезет то и война. Та самая большая война и генеральное сражение, являющееся едва ли не единственным способом поправить свои дела, а может быть даже и разбогатеть. Ну, или погибнуть. Тут конечно как повезет.

Так все же, каково это быть средневековым рыцарем? Ну, это с какой стороны посмотреть.

Если с недостижимых высот высшей феодальной знати, быть обычным рыцарем, без знатного рода и пышного титула, такое себе занятие. Бедненько, скучненько, кругом дорожная пыль, проблемы и быдло необразованные.

С точки зрения этого самого "быдла", судьба рыцаря, это редкое везение, удача почти недостижимая. Пиры, охоты, победы и турниры, которые совершенно точно следуют один за другим, не останавливаясь не на секунду.

Быть рыцарем, дело не простое.
Быть рыцарем, дело не простое.

С точки зрения современного человека, жизнь рыцаря, сущий ад. Паршивая еда, более чем скромное жилье, сквозняки, одежда пропахшая дымом, отсутствие выходных и отпуска и подчиненное положение в отношении своего сюзерена. Опять же людей убивать надо. Нет, это не жизнь, это кошмар какой-то.

Хотя, если например, сравнить ее с жизнью средневекового крестьянина.… Но это уже совсем другая история.

#история

#рыцари

#средневековье

#доспехи

#европа

#замки