Рыцарем быть круто! Вести в атаку своих воинов, ослепляя врага блеском лат и сверканием меча. Охотится на кабана, и пировать с лучшими воинами в замке герцога, а может даже во дворце самого короля! Драться на турнирах, а в перерывах читать стихи прекрасной даме, благосклонно смотрящей на такого замечательного героя.
А может все не так? Может рыцарь проживал унылую жизнь, состоявшую из войны, молитв и кровати с клопами? Мылся два раза в жизни, а женился на такой же грязной и необразованной тетке выглядевшей на сорок в свои восемнадцать? Ел всякую дрянь, мочился прямо в доспехи на поле боя и погибал чаще всего, не дожив до своего тридцатилетия?
Кажется, у нас образовалось два совершенно противоположных мнения. И совершенно непонятно, стоит ли, просится в рыцари, если судьба занесет тебя в средневековье, или ну её нафиг, эту рыцарскую долю? И пускай на врага скачет кто-нибудь другой. Ну что же, давайте разбираться.
Так кто же такой рыцарь? А это профессиональный военный, служащий сюзерену за определенные преференции, и посвятивший всю свою жизнь военной подготовке. Главнейший компонент средневековой армии постоянной готовности. Той самой армии, а если совершенно точно, то конечно уместное будет сказать не "армия" а "войско" в которое понемногу превратились дружины вождей, на границе раннего средневековья и средневековья классического.
Говоря о рыцаре и рыцарстве вообще, важно понимать, что хотя за все время средних веков, фигура рыцаря изрядно менялась, однако главная его функция в средневековом мироустройстве была неизменна. И идущий в первый крестовый поход французский рыцарь, отличался от своего собрата бургундца жившего на пять веков позже, значительно меньше, чем отличались их доспехи.
Но предлагаю не распылятся на пятьсот лет, и остановится на рыцарях классического средневековья, просто потому что, в более позднее время, институт рыцарства становился все более и более закрытым, не оставляя никаких шансов для попадания в него чужаку.
Уже к XIV веку, человеку никак не связанному с воинской элитой родственными или вассальными связями, стать рыцарем, было практически нереально. И пусть тебя мой читатель не смущает известная по множеству фильмов и книг история "посвящения в рыцари". Да, все именно так и было, но вот только с небольшим уточнением, все эти посвящения полагалось давать и принимать исключительно людям определенного круга. И, пожалуй, единственный шанс попасть туда совершенному чужаку, могла дать только королевская воля.
Именно поэтому мы не будем смотреть в сторону "осени средневековья", а обратим свое внимание на средневековье классическое, именно то время, когда рыцарство было молодо, задорно, еще не до конца избавилось от раннесредневековой дружинной культуры и оставляло шансы влиться в свои стройные ряды чужаку. Например, тебе дорогой читатель.
Итак, ты стал рыцарем. И сейчас в принципе неважно каким образом. Совершил ли подвиг, спас любимого брата графа Аквитанского или просто присвоил себе титул, сняв с погибшего от лихорадки и похожего на тебя как две капли воды меч и шпоры. Неизвестно как, но это произошло, и теперь у тебя возникает вопрос, а как жить дальше? Что есть, где встать на учет. Да чем, черт возьми заниматься дальше? Вот с того чем тебе придется заниматься мы и начнем.
И главным твоим занятием станет насилие во всех его видах. Рыцаря и его сюзерена связывает хотя и сложный, но в общем интуитивно понятный договор. Следуя которому, рыцарь должен оказывать своему господину силовую поддержку в тех случаях, когда она ему нужна. Вообще, эта самая "силовая поддержка" и есть то главное зачем рыцарь существует в природе. И потребуется она не только во время войны..
Более того, война, если она случится, будет наименьшей частью твоих обязанностей. Большую часть времени рыцарь должен выполнять полицейские функции. Отлов и уничтожение местных банд, мешающих торговле и земледелию, сопровождение сборщиков налогов. Ну и конечно мелкие разборки с соседними землевладельцами. Причем эта военная рутина, преследует рыцаря на протяжении всей его жизни. Кстати вне зависимости от того есть ли у него собственная земля, или нет.
Вообще, наличие или отсутствие земли у рыцаря, это краеугольный камень его положения в средневековом обществе. Изначально, еще в королевстве франков, когда зарождалось само понятие "рыцарства", военная конная служба, была в принципе немыслима без выделения газиниду (собственно конному дружиннику) земли.
Именно получаемый с нее доход и позволял этим первым рыцарям поддерживать боеспособность и прибывать на службу "конно, людно и оружно". Но шли века, люди плодились, армии становились больше, а соответственно больше становилось и рыцарей. А вот земли в Европе ничуть не прибавлялось. И уже к XI веку, никого в европейских королевствах было не удивить рыцарем, единственным имуществом которого были только конь и оружие.
Младшие сыновья небогатой знати, выслужившиеся из низов воины, и прочие профессиональные военные, не имеющие других перспектив, они поступали на военную службу к тому, кто мог позволить себе платить им. Превращаясь, таким образом, из пускай и мелких феодалов в обычных наемников. Хотя конечно совсем не в обычных. В отлично вооруженных, и превосходно мотивированных профессиональных воинов на службе своего господина.
И жизнь безземельного рыцаря, была совсем не безоблачна. В феодальной армии такой рыцарь являлся не только ударной силой в военное время, но и мелким командиром во время мирное. Они служили военными комендантами замков, командирами мелких подразделений, собирали налоги и занимаясь наведением порядка на землях своего сюзерена. Были даже его личными представителями, посланниками и курьерами. Да и мало ли работы, которую невозможно поручить людям из "подлого" сословия.
Жили такие рыцари, надо сказать весьма скромно. Нет, конечно, по сравнению с их подчиненными, жили они отлично, но если подходить с современной точки зрения, то это был просто какой-то ужас пополам с кошмаром. Конечно, рыцарям не приходилось спать на соломе, и они даже имели свои отдельные комнаты в замке или поместье, но их спартанская обстановка, неприятно поразила бы современного человека.
Впрочем, скудность обстановки в классическом средневековье, это скорее норма, чем исключение. Даже у весьма богатых людей, не было принято заставлять свое жилье излишним количеством медали. А в домах тех, кто не был таким успешным, зачастую царил совершеннейший минимализм. Очаг, кровать, стол и сундук составляли зачастую всю обстановку. Ну и окно. Какая жизнь без окна?
Примерно так же дела обстояли и с едой. Обычный безземельный рыцарь, чаще всего питался из одного котла со своими подчиненными. И пускай ему доставалось лучшее, но кардинально это, ни на что не влияло. Это была та же самая каша или похлебка, просто сдобренная чуть большим количеством мяса, масла и прочими подобными вещами, делающими жизнь немного веселее. Ну и пиво, наверняка было чуть менее мерзкое, а вино почти не разбавленное. Но это не точно.
Кажется, жизнь у рыцаря вырисовывается какая-то не очень веселая. Быть может, у тех из них, кто владеет своими наделами все получше? Нуууу… Не совсем. Конечно же были и весьма богатые рыцари, владевшие обширными землями, и даже большими замками, но было это скорее исключение сем правило. Большее количество министериалов, имевших во владении ленные земли, в повседневной жизни не сильно отличались от безземельных рыцарей.
Тот доход, который приносили им их небольшие земельные наделы, в первую очередь уходил на поддержание собственной боеспособности, кормежку боевого коня, ремонт и покупку военного снаряжения и оснащения тех людей, с которыми рыцарь должен был явиться по зову своего господина. То есть все те расходы, которые безземельному рыцарю тем или иным образом компенсировал его сюзерен, министериал покрывал за счет своего дохода с земли, переданной ему в лен. Оставшегося, наверняка хватало на жизнь, которая была точно лучше крестьянской доли, но вот насколько сильно она была лучше, большой вопрос.
Ну, с правами и обязанностями все более-менее ясно. А чем занимался рыцарь в свободное о службы своему сюзерену время? Как отдыхал, чем развлекал себя?
Ну в первую очередь, он ходил в церковь. Именно она в средневековье была центром общественной жизни, а по совместительству главным СМИ, клубом по интересам, театром и даже немного брачным агентством.
Классическое средневековье, время вообще не очень щедрое на развлечения. Большую часть жизни людей в средние века занимала работа. Однообразная тяжелая работа без отпуска и выходных дней. Не было исключением и рыцарство, единственное различие было в том, что рыцарь не пахал землю и не ковал подковы. Однако ежедневная работа выматывала его ничуть не меньше чем всех остальных. И воскресный визит в церковь, сильно выделялся на фоне серых будней.
Величественное здание, прекрасные фрески и росписи, красиво одетые женщины, беседа с кем-то более разумным чем его крестьяне, или пехотинцы из гарнизона, которые сами еще вчера были такими же крестьянами. Свежие новости из далеких стран и соседских земель. Отличное церковное вино, и разговоры с людьми, которые могут быть полезными.
Да что говорить, даже крестьяне, стоящие поодаль одевают в церковь все лучшее и ведут себя почти прилично. По средневековым меркам, поход в церковь, был серьезным событием, зачастую главным событием недели.
Не нужно также забывать и то, что вера в средневековье была естественна и всеобъемлюща. Существование Бога, рая, ада и библейских историй, не только не оспаривалось, но даже не рассматривалось критично. Верили люди от чистого сердца и в церковь приходили отнюдь не только для развлечения. И читавший проповедь священник, был в глазах прихожан первую очередь мерилом нравственности и голосом всевышнего, а только потом продавцом церковного вина и благословений. Хотя одно другому, никогда не мешало.
А что, спросит въедливый читатель: — кроме церкви в средневековье не было никаких развлечений? Ну что вы: — ответит автор, — конечно же, были.
И как несложно догадаться, первым и главным развлечением было вкусно поесть. Вот не ту кашу с похлебкой, что ты ешь каждый день, а что-то по-настоящему вкусное, поэтому дорогое и недоступное каждый день. Да дорогой читатель, речь идет о пирах. Тех самых, которые так часто встречаются на страницах книг и экранах фильмов.
И пускай, подавляющее большинство небогатых рыцарей не могли сами устроить это со всех сторон замечательное мероприятие, однако по своему положению, нередко оказывались на них гостями. Что было, в общем-то, ничуть не хуже. А в чем-то даже и лучше. Ни денег тратить не нужно, ни посуду потом мыть.
Казалось бы, тоже себе развлечение, сидеть и есть. Но, не нужно поспешных выводов. В основном пища средневековья была чрезвычайно однообразна и не отличалась хоть сколько-нибудь изысканным вкусом. И поэтому возможность поесть не просто вкусно, но и много, чрезвычайно ценилась среди всех слоев средневекового общества. Ну, понятно тех, что могли себе это позволить.
Хочется отметить, что именно к началу классического средневековья, неотъемлемой частью пира, становится музыка. Появившиеся в заметном количестве поэты и менестрели, еще больше оживляли пиры, балладами и прочей светской музыкой, что само по себе было весьма необычным, а где-то даже и утонченным времяпрепровождением.
Кроме собственно застолья и развлечения, пиры как впрочем, и почти все праздники в то время, были средством общения. Позволяя участникам одной корпорации укреплять связи через договоры, знакомства, женитьбы и тайные союзы. И поэтому если большая часть приглашенных приходила на пир исключительно поесть выпить и послушать заезжих менестрелей, то для меньшей части, пир был работой. Серьезной, важной вдумчивой работой.
То же самое, касалось и охоты, любимого развлечения военной элиты средневековья. Ее любили как знать, так и беднейшее рыцарство. В первую очередь как отличную тренировку подрастающей молодежи, но не только. Даже для уважаемого рыцаря, охота была полезна, особенно некоторые ее виды.
Для того чтобы например выйти с копьем на кабана, нужно было обладать недюжинным опытом, силой и сноровкой. Качествами, конечно же, необходимыми любому представителю воинского сословия. И даже в случае если все эти качества у охотника были, результат такой схватки зачастую был непредсказуем. Впрочем, об охоте мы подробно уже писали, и каждый, кто захочет узнать об этом больше, может обратиться к этой статье.
Конечно же, собрать охоту у обычного небогатого, а тем более безземельного рыцаря возможностей было еще меньше чем устроить пир. Просто потому, что для этой самой охоты требовались как минимум охотничьи угодья. А такой ценный актив, понятно, мог принадлежать только самой верхушке феодальной аристократии.
Но, тем не менее, охота, как ни крути, развлечение коллективное, и что важно весьма массовое. Поэтому и это развлечение феодальной верхушки было для рыцарства, даже небогатого привычным и понятным. Хотя конечно довольно редким.
Ну и конечно же турниры. Куда же без них. Классическое средневековье, время зарождения этой рыцарской традиции, превратившейся в позднем средневековье, в чрезвычайно пафосные, многодневные праздники и настоящие театральные представления.
Но до этого еще далеко, а пока их называют "бугуртами" и "хейстелюдами" и это в основном массовые схватки рыцарей зачастую на затупленном оружии в соответствии с правилами, написанными в XI веке Жоффруа Анжуйским. И эти самые схватки, все еще здорово отличаются от того что называется турнирами в современном понимании этого слова.
На них пока еще не выясняют, кто лучше владеет, мечом или копьем. А пытаются понять, насколько каждому конкретному рыцарю вообще можно довериться в бою. Достаточно ли он подготовлен, умеет ли править конем, держать строй и вообще, ценная ли он боевая единица, или просто так, погулять вышел.
Только к концу XII века, турниры начинаю более или менее походить на спортивные состязания. И конечно же, в них немедленно появляются пиры с менестрелями, дамы которым страсть как любопытно посмотреть и прочие излишества, превращающие суровую военную игру в еще один средневековый праздник.
Вот примерно так и жил, обычный средневековый рыцарь. Редко вылезал из седла, почти всегда воевал. Когда соседями своего сюзерена, когда с бандитами, а когда и с крестьянами по какой-то непонятной причине не желающими платить налог.
Брал замки, защищал замки, преследовал небольшие отряды врага и сам уносил ноги, когда противника было больше. Настоящую же войну видел чрезвычайно редко, а в крупном сражении так вообще мог поучаствовать всего раз за жизнь.
Ел чаще всего спорную с современной точки зрения еду, жил очень скромно, причем совершенно не потому, что рыцарю пристала умеренность. По совершенно другой причине.
Но были и в его жизни нечастые праздники. Пиры, охоты, турниры, а если сильно повезет то и война. Та самая большая война и генеральное сражение, являющееся едва ли не единственным способом поправить свои дела, а может быть даже и разбогатеть. Ну, или погибнуть. Тут конечно как повезет.
Так все же, каково это быть средневековым рыцарем? Ну, это с какой стороны посмотреть.
Если с недостижимых высот высшей феодальной знати, быть обычным рыцарем, без знатного рода и пышного титула, такое себе занятие. Бедненько, скучненько, кругом дорожная пыль, проблемы и быдло необразованные.
С точки зрения этого самого "быдла", судьба рыцаря, это редкое везение, удача почти недостижимая. Пиры, охоты, победы и турниры, которые совершенно точно следуют один за другим, не останавливаясь не на секунду.
С точки зрения современного человека, жизнь рыцаря, сущий ад. Паршивая еда, более чем скромное жилье, сквозняки, одежда пропахшая дымом, отсутствие выходных и отпуска и подчиненное положение в отношении своего сюзерена. Опять же людей убивать надо. Нет, это не жизнь, это кошмар какой-то.
Хотя, если например, сравнить ее с жизнью средневекового крестьянина.… Но это уже совсем другая история.
#история
#рыцари
#средневековье
#доспехи
#европа
#замки