Найти тему
Кирилл Максимов

Как легенда неба - Боинг 747, уходила на пенсию. Модификации и конец эксплуатации

Оглавление

Перед тем, как начать читать эту часть статьи, ознакомьтесь с первой. Заранее спасибо и приятного прочтения.

13 апреля 1966 года Pan Am объявила о заказе 25 самолетов Boeing 747 на сумму 525 миллионов долларов (около 4,2 миллиарда долларов на сегодняшний день), положив начало программе 747-ого.

Как легенда неба - Боинг 747, уходила на пенсию. Модификации и конец эксплуатации
Как легенда неба - Боинг 747, уходила на пенсию. Модификации и конец эксплуатации

Условия контракта с Pan Am предусматривали создание самолета для 370 пассажиров, который имел бы дальность полета не менее 8 263 километров на скорости 0,877 Маха, что составляет почти 88 процентов скорости звука. Было точно определено все: от длины разбега (около 3000 метров) до крейсерской высоты полета (33000 футов или около 10000 метров) и взлетной массы (297 тонн).

В июне 1966 года компания Boeing приобрела 315 акров лесистой болотистой местности недалеко от аэропорта Пейн Филд в Эверетте, штат Вашингтон, к северу от Сиэтла, для строительства завода по производству 747-го. Сегодня это по-прежнему самый большой производственный цех в мире.

Прототипы

Выпуск Boeing 747 был запланирован на 30 сентября 1968 года — менее чем через три года после того, как Pan Am подписала письмо о намерениях разместить заказ, и всего через два с половиной года после завершения разработки широкофюзеляжного самолета. Как по часам, ровно в назначенное время, из стен завода выкатили первый прототип Боинг 747. Момент, когда гигантский «авиационный прорыв 70-х», впервые появился на свет, был знаковым и незабываемым не только в США, но и почти во всём мире.

Как легенда неба - Боинг 747, уходила на пенсию. Модификации и конец эксплуатации
Как легенда неба - Боинг 747, уходила на пенсию. Модификации и конец эксплуатации

«Эпоха безграничных перелётов», как называли эру Боингов-747, фактически началась 9 февраля 1969 года с первого полета 747-ого, который длился 1 час и 16 минут. Однако огромные двигатели Pratt & Whitney JT9D стали одной из самых больших проблем летных испытаний самолёта, в ходе которых в общей сложности произошло 87 отказов двигателей и потребовалось 55 замен в течение всей программы испытаний.

Именно двигатели задержали первый коммерческий рейс в авиакомпании Pan Am по маршруту “Нью-Йорка - Лондон”, 21 января 1970 года. Крайний правый двигатель перегрелся при сильном боковом ветре, и его пришлось заглушить. Ранним утром 22 января 1970 года, второй “запасной” Боинг 747 поднялся в воздух.

Несмотря на постоянные проблемы с двигателем, Боинг 747 быстро сделал себе имя и с невероятной скоростью распространился по миру. Всего за семь месяцев после старта коммерческой эксплуатации 53 самолета уже находились в авиакомпаниях по всему миру. В марте 1970 года компания Boeing установила очередной рекорд: за один месяц производитель построил семь гигантских самолетов. К июлю 1970 года Боинг 747 перевез в общей сложности 1,1 миллиона пассажиров, достигнув коэффициента загрузки почти 79 процентов. За год мировой парк самолетов из “Джамбо” преодолел уже 114 миллионов километров.

Как легенда неба - Боинг 747, уходила на пенсию. Модификации и конец эксплуатации
Как легенда неба - Боинг 747, уходила на пенсию. Модификации и конец эксплуатации

Двенадцатая версия - самая удачная. Boeing 747-8i

В июне 1971 года на базе авиакомпании KLM состоялась премьера улучшенной версии: 747-200. До начала 1990-х годов модели -200 составляли большую часть мирового парка самолетов. Еще одним важным дополнением стала грузовая модификация, которая впервые начала регулярные рейсы в Lufthansa, в апреле 1972 года. Другие известные варианты также дебютировали в начале 1970-х годов, например, 747-SR с узкими проходами для внутренних рейсов в Японии и комбинированный 747-200 с задней грузовой дверью на главной палубе.

К 1975 году глобальный парк самолетов 747 уже перевез 100-миллионного пассажира. Год спустя Pan Am впервые использовала укороченный SP (для Special Performance) - это внешне модифицированный Боинг 747-200 для сверхдальних рейсов. В начале 1980-х пришло время для еще одного физического изменения модели 747: появилась модель -300 с удлиненной верхней палубой.

Как легенда неба - Боинг 747, уходила на пенсию. Модификации и конец эксплуатации
Как легенда неба - Боинг 747, уходила на пенсию. Модификации и конец эксплуатации

В то время как компания продала 400 экземпляров Боинг 747-200, на модернизированный Boeing 747-400 с его «стеклянной кабиной», более длинной верхней палубой, модернизированными турбовентиляторными двигателями и винглетами было анонсировано около 700 заказов в течение следующих двух десятилетий. Впервые “-400” начал свои регулярные полёты в 1989 году. В октябре 1993 года Boeing достиг важной вехи, поставив 1000-й самолет 747, который отправился в Singapore Airlines.

Доказательством долговечности оригинальной концепции 1960-х годов является то, что в 2005 году — в качестве ответа на Airbus A380, решили запустить еще одно новое поколение двухпалубных авиалайнеров. Boeing 747-8 создавался при активном участии еще живой легенды 747-100 Джо Саттера.

Спустя четыре десятилетия после выпуска первого 747-го, фюзеляж был удлинен (в отличии от других версий, где палубу пытались укоротить). Это сделало 747-8 самым длинным самолетом в мире до 2020 года, пока этот рекорд не побил Boeing 777-9. Боинг 747-8 получил новое крыло и двигатели, заимствованные у Боинга 787.

Как легенда неба - Боинг 747, уходила на пенсию. Модификации и конец эксплуатации
Как легенда неба - Боинг 747, уходила на пенсию. Модификации и конец эксплуатации

Но именно это новое поколение сверхэффективных двухмоторных двигателей положило конец всем четырехмоторным дальнемагистральным широкофюзеляжным самолетам. В качестве пассажирского самолета 747-8I не смог получить много заказов. Единственный интерес проявляли грузовые авиакомпании, покупавшие Боинг 747 из-за неимения альтернатив.

Поскольку этого по-прежнему было недостаточно для поддержания производства, в 2020 году компания Boeing объявила, что производство 747 завершится в 2022 году — через долгие 55 лет после того, как первые рабочие загнули лист металла для фюзеляжа первого Боинг 747. С 1968 года Boeing поставил около 1574 самолетов этой модели.

Легенда гражданской авиации

Нет никаких сомнений в том, что 747 правит как “королева неба” вот уже полвека. Попытка Airbus сместить его не увенчалась успехом, и короткий цикл производства A380 был лишь кратким проблеском в истории пассажирской авиации, судя по тому, что со временем производство 747 осталось лишь в Эверетте.

Одно можно сказать наверняка: Boeing 747 будет по-прежнему существовать и радовать поклонников на протяжении десятилетий, даже при самом ярком свете фар. Например, два новых президентских самолета ВВС США, также известные как «Air Force One», которые призваны будут заменить Боинг 747, поступят на вооружение не ранее конца 2026 года.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.