Найти тему
Женя и Его Мото

"Советский Харлей". Почему единственный V-twin мотоцикл СССР не стал культовым.

Оглавление
ПМЗ А-750 - можно перепутать с Харлей-Девидсон Флетхэд
ПМЗ А-750 - можно перепутать с Харлей-Девидсон Флетхэд

В жизни встречаются интересные совпадения. Замечали, что когда думаете о каких-то вещах, то они неожиданно появляются в вашей жизни. Так случилось и со мной.

Три недели назад я читал статью о двигателе Panhead и задумался: "Почему у советских тяжелых мотоциклов стоит оппозитный двигатель, а не V-образный? "

  • V-образный двигатель больше спрятан в раму, не увеличивает боковые габариты байка.
  • При падении набок будет меньше повреждения головы цилиндра и карбюратора
  • Выглядит более эстетично и стал культовым мотором. Американские маркетологи "Харлей-Девидсон" не зря едят свой хлеб.

Историю о немецких чертежах BMW R71 и появлении Ирбит М-72 я знаю.

В СССР об этом не думали, тяжелый мотоцикл планировали использовался в армии только с коляской. Со временем мотоциклы попали в гражданское использование и принимали участие в мотогонках.

Перекур перед стартом
Перекур перед стартом

Как я узнал о этом байке? Совпадение? Не думаю.

Кто-то решит, что это алгоритмы Яндекс, Гугл и прочее. Такие запросы в поиске я не искал. Да и не в первый раз такое случается у меня в жизни.

В ленте Дзена попалась статья про почтовые марки. На одной из серии марок был интересный мотоцикл. Внешним видом он напомнил мне Harley-Davidson Flathead. Только надпись была не Харлей, а ПМЗ А-750 1934.

Серия почтовых марок "История отечественного мотоцикла"
Серия почтовых марок "История отечественного мотоцикла"

В СССР были не только тяжелые мотоциклы Урал и Днепр! Это было открытие для меня!

С такой техникой я не знаком и что главное: V-образный двигатель в раме. Следующие три дня я посветил изучению этого мотоцикла. Информации оказалось мало и она вся одинаковая.

"Швейная машинка Сталина"

Растущая Страна советов нуждалась в технике для промышленности, сельского хозяйства и обороны. Для мобильности пехоты РККА требовался тяжелый мотоцикл высокой проходимости.

В 1933 году на Опытном мотоциклетном заводе имени Автодора, который расположен в городе Ижевск, была собрана первая партия из четырех тяжелых мотоциклов.

Решение об организации серийного выпуска на Подольском механическом заводе было принято после испытания на армейском полигоне и организованного пробега. Проводился пробег из города Ижевск, через Сарапул, Горький с конечной точкой в Москве.

Сборка мотоцикла ПМЗ А-750
Сборка мотоцикла ПМЗ А-750

Серийное производство тяжелого мотоцикла ПМЗ А-750 началось в 1934 году. До национализации в 1918 году, предприятие принадлежало компании "Зингер" и выпускало швейные машинки.

Предприятие "Зингер"
Предприятие "Зингер"

В 1939 году производство ПМЗ А-750 было остановлено из за ненадежности и опасности мотоцикла. Красная армия отозвала с вооружения технику по трем основным причинам:

  • Не сбалансированный двигатель
  • Нестабильность регулятора опережения зажигания - мотоцикл было трудно запустить.
  • Высокая прогрессирующая вибрация переднего колеса, что приводило к переворачиванию мотоцикла. Это связано с рессорной подвеской колеса, как и на вилках типа "спрингер", которые имеют некоторую "желейность".

Так же отмечали тугое переключение коробки передач и высокую стоимость мотоцикла.

На замену ПМЗ А-750 в ряды РККА поступил Ирбит М-72, выпуск которого начался в 1941 году на Московском мотоциклетном заводе.

РККА на ПМЗ А-750
РККА на ПМЗ А-750

Всего Подольский механический завод выпустил 4636 экземпляров мотоцикла. Из за малого количества выпущенной техники в СССР, мотоцикл является желанной моделью для коллекционеров.

БМВ им. Харлей-Девидсона

Можаров П. В. и ПМЗ А-750
Можаров П. В. и ПМЗ А-750

Разработку тяжелого двухцилиндрового мотоцикла вела группа инженеров под руководством Петра Владимировича Можарова - конструктора первых мотоциклов ИЖ.

ПМЗ А-750 можно назвать "сборной солянкой". За основу рамы взяли образец от немецкого БМВ, а аналог двигателя - от американской компании Харлей-Девидсон.

Рисунок мотоцикла
Рисунок мотоцикла

Передняя вилка на ПМЗ была рессорная - интересное решение, раньше такого исполнения амортизации переднего колеса я не встречал. В это же время Харлей-Девидсон использовали вилки спрингер.

1936 HARLEY-DAVIDSON VLH BIG TWIN FLATHEAD
1936 HARLEY-DAVIDSON VLH BIG TWIN FLATHEAD

Передняя часть мотоцикла c рессорной подвеской. Интересный пример для любителей кастома.
Передняя часть мотоцикла c рессорной подвеской. Интересный пример для любителей кастома.

Так как рама была жесткая и не имела задних амортизаторов, для комфорта водителя и пассажира, сидения выполнили с пружинной амортизацией.

Задняя часть мотоцикла
Задняя часть мотоцикла

Дуплексная хардтейл рама, как и перья передней вилки, были выполнены в духе немецкой школы мотостроения - из штампованных профилей.

Решение было принято основываясь на знаниях, которые Можаров получил в Германии. Осенью 1927 года он отправился в командировку для изучения иностранного опыта. За два месяца он посетил 8 заводов по производству мотоциклов.

Сборка мотоцикла BMW R32 в Германии
Сборка мотоцикла BMW R32 в Германии

Нижнеклапанный V-образный двухцилиндровый двигатель был с замкнутой циркулярной системой смазки от Индиан и схема четырех кулачков привода клапанов с шестеренчатой моторной передачей от Харлей. Двигатель объемом 750 кубов выдавал 15-17 лошадиные силы. Для мотогонок мотор форсировали до 24 лошадиных сил.

Сравнение двигателя от ПМЗ А-750 и WLA 42 от Харли-Девидсон. Правильнее сравнить с двигателем от VLH FLATHEAD
Сравнение двигателя от ПМЗ А-750 и WLA 42 от Харли-Девидсон. Правильнее сравнить с двигателем от VLH FLATHEAD

Трехступенчатая коробка передач размещалась сверху двигателя. Имела ручной рычаг переключения с левой стороны мотоцикла.

Рычаг переключения передач видно у колена водителя
Рычаг переключения передач видно у колена водителя

Обратите внимание на то, как реализовали стояночный тормоз на мотоцикле. Педаль тормоза в нажатом положении фиксируется зубчатой рейкой.

Педаль тормоза фиксируется зубчатой рейкой.
Педаль тормоза фиксируется зубчатой рейкой.

Мечта коллекционера и боль кастом-мастера.

В продаже мотоцикл не видел и по запросу "Кастом ПМЗ А-750" ничего не нашел. Модель редкая, с донорами возникнут проблемы, поэтому надо аккуратно подходить к такому вопросу. Резать и переваривать мотоцикл просто жалко.

В отреставрированном виде
В отреставрированном виде

Даже в стоке байк выглядит крутешим боббером. Чего только стоит вид выхлопных труб! А если его покрасить в ретро раскраску, убрать или подрезать крылья, поставить колеса меньшего радиуса с большим количеством спиц - 1 место на выставке ваше!

Киногерой моего рассказа

В Советском союзе любили демонстрировать достижение народного хозяйства и промышленности в кино. Красавец ПМЗ А-750 не стал исключением. Для своего времени он был передовой: имел генератор постоянного тока, аккумулятор и замок зажигания.

Хорошо поработал - хорошо отдохнул
Хорошо поработал - хорошо отдохнул

Мотоцикл появляется в музыкальном фильме "Трактористы", который снял Иван Пырьев. Главная героиня Марьяна падает с мотоцикла и на помощь к ней приходит танкист-ударник Клим.

Мечта любого мужчины.... ударница на ПМЗ А-750!
Мечта любого мужчины.... ударница на ПМЗ А-750!

Он с легкостью поднимает мотоцикл и заводит его. Усаживает девушку назад и увозит ее в закат на мотоцикле, как и следует сделать каждому главному положительному герою кинофильма.

Клим и Марьяна на мотоцикле.
Клим и Марьяна на мотоцикле.

Жаль, что мотоцикл выпускался короткий срок и его производство прекратилось. Не было принято попыток улучшить двигатель, исправить технические проблемы и дать дальнейшее развитие техники.

Возможно появились бы разные модели "Ижевский Можаров", которые стали бы культовыми в советском и мировом кино.

-20

Главное, что мы имеем интересный байк в архиве инженерной мысли советской мототехники.

Подпишись и поставь лайк, чтобы не пропустить новые статьи.