Найти в Дзене
ВТБ Авто

CKD, SKD, CBU и BUX: какими способами собирают автомобили

Оглавление

В чем разница между «отверточной» сборкой и крупноузловой?

Никаких отличий на самом деле нет, ведь это синонимы одного способа. Между собой они отличаются только степенью готовности автомобиля по пути от завода до покупателя.

SKD

Semi Knocked-Down означает «частичную сборку», но чаще используют термин «крупноузловая». На завод приходят так называемые машинокомплекты, из которых собирают готовые автомобили. У такого способа есть несколько уровней сложности. Нулевой считается самым быстрым и легким, потому что деталей для «конструктора» мало и они крупные. Четвертый уровень самый технологичный и долгий — машины для него приходят в виде окрашенных кузовов, остальное приходится «докидывать» по месту.

Этапы такой сборки обычно следующие:

  • На завод приходят комплекты, качество которых предварительно проверяют;
  • Кузов ставят на конвейер и снимают с него все детали, распределяя по месту их установки;
  • Детали ходовой оставляют на специальной платформе, где агрегатируют элементами подвески и тормозной системы;
  • Собранное шасси соединяют с кузовом (это называют «женитьбой»);
  • На кузов устанавливают узлы и детали, протягивают электропроводку;
  • После сборки в машину заливают рабочие жидкости, включая горючее, и отправляют на проверку.

Метод SKD позволяет уменьшить конечную цену благодаря снижению пошлин, так как таможенные платежи на комплектующие меньше, чем на готовые машины. Таким способом начали собирать новые кроссоверы «Москвич».

CKD

Completely Knocked-Down — «сборка полного цикла» или мелкоузловая. Такой тип сборки подразумевает технологические работы на заводе-изготовителе. К ним относятся сварка кузовов, окраска, штамповка навесных деталей. Часть комплектующих может заказываться у местных производителей. CKD можно спутать с обычным производством, так как степень локализации такого конвейера самая большая.

Импортеры таким способом экономят на логистических услугах, страховании грузов и пошлине. В России высокая степень локализации дополнительно снижает себестоимость автомобиля за счет возврата части обязательного утильсбора. Чем больше в машине местного труда, тем существеннее компенсация. Правительство таким образом стимулирует производителей переносить заводы к нам.

BUX

Built-up for Export, то есть «собранный для экспорта». Этим термином обозначаются все машинокомплекты для дальнейшей сборки, независимо от степени их локализации.

Часто так называют автомобили, отличающиеся от местных моделей, потому их делают под требования рынка сбыта. Например, в жаркой стране могут делать экспортные машины с «теплыми опциями» вроде подогревов сидений и руля.

CBU

Completely Built Unit — буквально «полностью собранная единица». Так обозначают готовые к продаже автомобили, которые отправляются дилерам. Иногда эти машины дополнительно проверяют на заводе, но чаще обходятся обычной предпродажной подготовкой уже в салоне.

Метод CBU используют, когда сборка по месту продажи нерентабельна для компании. В этом случае все возможные издержки зашиты в стоимость.